18.07.2021

Клиффхэнгер


Клиффхэнгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.

В отличие от интриги в художественной литературе, где автор лишь наводит зрителя на мысли о возможном развитии главной сюжетной линии, клиффхэнгер подразумевает достаточно быстрое развитие сюжета (чаще в течение одного эпизода сериала).

Так, при наличии интриги в конце сезона телевизионного шоу, герои могут даже не подозревать о событиях, которые должны в будущем произойти, в то время как клиффхэнгер чаще имеет остросюжетный или даже криминальный характер (вероятные убийства и самоубийства, когда зритель до следующего эпизода не знает, погиб ли герой или нет; взрывы, несчастные случаи и пр.) и требует мгновенной развязки. Во многих сюжетах (заговор правительства и НЛО в «Секретных материалах») клиффхэнгер является поворотным моментом в истории, когда герои узнают какую-то важную новость или тайну, которые меняют ход повествования или отношение к проблеме.

Истоки

Идея заканчивать рассказ в момент, когда читатель в напряжении ожидает развязки (которая, в большинстве случаев, происходит в начале рассказа следующего), стара настолько же, насколько сама литература. Этот приём, в частности, является главной темой персидского сказочного цикла «Тысяча и одна ночь», где центральный персонаж цикла царица Шахерезада, спасая свою жизнь, использовала всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). В XIX веке традиция такой концовки получила своё развитие в рассказах, печатавшихся «с продолжением» в газетах и журналах, и стала настолько избитой, что Марк Твен, сам неоднократно её использовавший, гротескным образом продемонстрировал её в 1870 году в рассказе «Средневековый роман». Запутанный и интригующий сюжет рассказа завершается фразой:

Окончания этой потрясающей и полной драматических событий истории нельзя отыскать ни в этой, ни в другой книге, ни сейчас, ни в будущем. По правде говоря, я завёл моего героя (или героиню) в такое безвыходное и запутанное положение, что сам не знаю, как теперь с ним (или с нею) быть, а поэтому умываю руки и предоставляю ему (или ей) самостоятельно отыскать выход или оставаться в том же положении.

Нынешнее же название, по мнению учёных-филологов, возникло благодаря приключенческим фильмам немого кино ранних 1930-х годов, в которых главный герой буквально стоит на краю обрыва (фраза дословно переводится как висящий над обрывом или скалолаз), хотя первое упоминание в Оксфордском словаре английского языка относится к 1937 году.

Из-за специфики языка в английской речи слово клиффхэнгер также используется как прилагательное, характеризующее подобный авторский ход в работе над сюжетом.

Примеры в кино

  • «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Нео впал в кому, а Зион готовится к вторжению армии машин.
  • «Человек-паук 2» и «Человек-паук 3: Враг в отражении». Гарри Озборн узнаёт, что Питер Паркер и есть Человек-паук, убивший его отца. В конце фильма у юноши начинаются галлюцинации, и в продолжении он становится Зелёным Гоблином, жаждущим мести.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря: На краю Света». Капитана Джека Воробья пожирает Кракен, лорд Беккет получает сердце Дэйви Джонса, Уилл и Элизабет заручаются помощью бывшего врага — капитана Барбоссы.
  • «Назад в будущее», «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3». В конце первого фильма к Марти и Дженнифер прибывает Док Браун на машине времени, и они отправляются в будущее решать проблемы детей Марти и Дженнифер. В конце второй части Док исчезает, а почтальон приносит письмо Марти, в котором Док пишет, что перенёсся в 1885 год. Марти решает вернуть Дока назад в будущее и в продолжении отправляется на Дикий Запад.
  • «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств». Дракон Смауг покидает Эребор и летит уничтожать Озерный Город, Гэндальф в плену у Некроманта, армия Саурона направляется к Одинокой Горе.
  • «Мстители: Война Бесконечности» и «Мстители: Финал». В первом фильме Танос уничтожил половину населения Вселенной и супергероев с помощью Перчатки Бесконечности. Во втором фильме оставшиеся супергерои Небула, Тони Старк, Чёрная вдова, Халк, Стив Роджерс, Ракета, Тор, Воитель, Человек-муравей и Клинт Бартон отправляются в путешествие во времени, чтобы найти Камни Бесконечности раньше Таноса и вернуть к жизни всех уничтоженных.
  • В комедийном мультсериале с элементами детектива «Подозрительная Сова» в 7 сезоне 20 серии Сова и его друзья и коллеги оказались на острове. Чихуа и Лягушка были убиты во время вечеринки. Герои стали разбираться, кто это сделал, но вскоре они в результате следственного эксперимента напиваются и забывают об этом происшествии. Утром они обнаружили, что Лебедя кто-то убил. Подозрение падает на Сову, его собираются убить. Однако вскоре выясняется, что Лебедь инсценировал свою смерть и убил Чихуа с Лягушкой. Он приводит Сову и свою жену Лебедиху к жерлу вулкана, над которым в сооружённой им клетке сидят все оставшиеся их друзья. Лебедь сразу избавляется от них, перерезает веревку, удерживающую клетку и отправляет всех их навстречу гибели в лаве.
  • «Тайны Смолвиля». Все сезоны, кроме последнего, заканчиваются в самый напряжённый момент, а развязка наступает только в первой серии следующего сезона.

Примеры на ТВ

Многие сериалы используют такой приём не только в конце эпизода (чаще всего заканчивая серию фразой Продолжение следует…), но и в конце сезона, подогревая интерес во время ожидания новых серий на протяжении нескольких месяцев съёмок.

  • «Даллас» положил начало моде на телевизионные клиффхэнгеры, а его рекламный лозунг Who shot J. R.? привлёк к экранам рекордные 83 млн зрителей, то есть 76 % населения США.
  • «Остаться в живых» и «Побег» — в этих сериалах приём возведен в абсолют, где подобным образом заканчивается не только сезон, но и практически каждый эпизод.
  • «Друзья», где подобным приёмом заканчивался практически каждый сезон (кроме второго). Последняя серия предыдущего сезона и первая серия следующего по сути являются сдвоенными, события в которых представляют собой одну историю.
  • «Шерлок», сериал BBC Wales. Каждый сезон заканчивается незавершенной ситуацией, стимулирующей зрителей с нетерпением ожидать следующей серии. Сезоны заканчиваются яркими эпизодами, подразумевающими развитие событий в следующем сезоне.
  • «Ходячие мертвецы», сериал американского телеканала AMC. Шестой сезон данного телесериала закончился на том, как группа из «Александрии» во главе с Риком Граймсом попадает врасплох — их окружили люди Нигана во главе с ним самим. Чуть позже, произнеся свою речь, Ниган хочет убить кого-нибудь из группы Рика, но не может решить кого именно. Для этого он устраивает считалочку, в конце которой человеку, которого выбрала его бейсбольная бита, обмотанная колючей проволокой, Люсилль, размозжат этой же битой голову. Считалку показывают полностью в финале сезона, но того, кого выбрали — нет, что заинтриговало зрителей и заставило их ждать премьеры 7 сезона.

Похожие новости:

Сырой монтаж

Сырой монтаж
«Сырой монтаж» (англ. «Wetwired») — 23-й эпизод 3-го сезона сериала «Секретные материалы». Премьера состоялась 10 мая 1996 года на телеканале FOX. Эпизод принадлежит к типу «монстр недели» и не

Песнь зада и пламени

Песнь зада и пламени
«Песнь зада и пламени» (англ. A Song of Ass and Fire) — 8 эпизод 17 сезона (№ 245) сериала «Южный парк», премьера которого состоялась 20 ноября 2013 года в США на канале Comedy Central. Эпизод

Возвращение (Секретные материалы)

Возвращение (Секретные материалы)
«Возвращение» (англ. «Redux») — 1-й эпизод 5-го сезона сериала «Секретные материалы». Премьера состоялась 2 ноября 1997 года на телеканале FOX. Эпизод позволяет более подробно раскрыть так называемую

Характер внутрикожных реакций на туберкулин у животных

Характер внутрикожных реакций на туберкулин у животных
Время обнаружения и характер внутрикожных реакций на туберкулин. У некоторых телят реакции возникают к 24 часам после первого внутрикожного введения туберкулина. Максимальное развитие реакции
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Зачем использовать заглушки в гофрированных трубах?
Зачем использовать заглушки в гофрированных трубах?
Гофрированная труба становится основной большинства инженерных систем. В одной системе по таким...
Пропитки для бетона
Пропитки для бетона
Для того, чтобы увеличить прочность бетона рекомендуется использовать специальные пропитки для...
Как выбрать трубу для водопровода?
Как выбрать трубу для водопровода?
Строительство или ремонт в загородном доме и на даче – это всегда большой пласт работы. Важно не...
Все новости