09.06.2021

Гимназия Императорского Человеколюбивого общества


Санкт-Петербургская гимназия Императорского Человеколюбивого общества (Дом воспитания бедных детей) — среднее учебное заведение Российской империи, располагавшееся в Санкт-Петербурге.

История

В 1817 году Совет Императорского Человеколюбивого общества решил открыть «Дом воспитания и призрения бедных» для бедных мальчиков, в особенности круглых сирот, и для мужчин-инвалидов и стариков без различия званий и исповеданий.

Через два года такое совмещение было найдено найдено неудобным, и это благотворительное учреждение было преобразовано в учебное начальное заведение под названием «Дом воспитания бедных детей» с «целью дать призрение и образование для поступления в гражданскую службу, к канцелярским и счётным должностям и конторским занятиям: счетоводству на заводах, фабриках и в домах русского купечества», следовательно, предполагалось готовить мелких клерков, или — как их тогда называли — «стрекулистов». В высочайше утверждённом 19 ноября того же года Положении была указано благая цель учреждаемого училища: «Спасать беспомощных детей от угрожающей им праздной жизни и развращения нравов, образуя из них христиан, угодных Богу и граждан, полезных Отечеству».

Для Дома воспитания в 1817 году у действительного статского советника Даниила Масальского, директора Училища корабельной архитектуры, за 100 тысяч рублей ассигнациями купили каменное трёхэтажное здание на Крюковом канале близ Кашиного моста. Его перестройкой и приспособлением занимался известный петербургский архитектор В. П. Стасов. Он украсил главный фасад пилястрами, во дворе выстроил жилой флигель. Постройка флигеля, служб и первоначальное Дома воспитания обошлось в сумму около 100 500 рублей ассигнациями.

Первоначальный штат должностных лиц «Дома воспитания» состоял из директора, двух его помощников и эконома. Эти лица составляли Правление. 10 апреля 1819 года первым директором «Дома воспитания» был назначен статский советник Иван Андреевич Петров, председатель Попечительского комитета о бедных Императорского человеколюбивого общества.

В феврале 1820 года были приняты на полное содержание 100 мальчиков от 6 до 10 лет разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Это были малоимущие дети, сироты и полусироты. Они были распределены по возрастам в 2 класса. Учебная программа была рассчитана на четыре года — по два года в каждом классе.

10 (23) марта 1820 года в час пополудни состоялось торжественное открытие Дома воспитания. С 20 марта того же года учебная часть была возложена на трёх приходящих учителей (по найму). Нравственное воспитание и домашний надзор за воспитанниками был поручен помощнику директора Мартыну Пилецкому-Урбановичу, бывшему гувернёру Царскосельского лицея.

В низшем классе положено было обучать русской грамматике, первым четырём правилам арифметики и чистописанию; в высшем же классе продолжать курс грамматики, совершенствуя учащихся в познании по арифметике и наиболее стараясь достигнуть чистого и красивого почерка. Становление программы по Закону Божию и Священной истории в обоих классах было предоставлено законоучителю. Воспитанники учились по 8 часов в день, по 4 двухчасовых урока. Ежемесячно, в присутствии директора, помощником его и учредителями производились испытания воспитанников, а по окончании учебного года — годичный экзамен.

В 1822 году первоначальный план образования пересмотрели — добавили ещё один класс (данный проект был высочайше утверждён 26 марта 1822 года), в результате чего курс обучения, основыванный на программе уездных училищ, стал шестилетним. 30 лучших выпускников могли на казённый счёт продолжить образование в Губернской гимназии (впоследствии Третья гимназия). Остальных, после годовых экзаменов, определяли на госслужбу или отдавали обучаться разным ремёслам.

11 декабря 1824 года скончался директор И. А. Петров, а в конце того же месяца состоялся первый выпуск школы.

В 1838 году заведение получило новый устав, согласно которому усиливалось изучение математики и законоведения, то есть юриспруденции, необходимой для канцеляристов. Одновременно школе даровались «права и преимущества учебных заведений Министерства народного просвещения». Через три года открылся подготовительный двухгодичный класс — в него принимали с восьми лет. Фактически был введен гимназический курс.

В 1847 году Дом воспитания официально приравняли к низшим учебным заведениям, отчего способные выпускники утратили возможность учиться дальше. Тогда же стали все больше принимать платных пансионеров, их число через некоторое время достигло 200 человек, из-за чего пришлось выстроить два новых флигеля.

За дисциплиной строго следили комнатные надзиратели — «дядьки», согласно официальному документу, «люди кроткие, благонравные и основательные». Это были главным образом отставные унтер-офицеры. В середине XIX века их сменили воспитатели с педагогической подготовкой, окончившие университет. Число оных колебалось от 4 до 10 человек.

Ученики делились на штатных, содержавшихся на деньги Императорского Человеколюбивого Общества (300 рублей в год на ученика), пансионеров, за которых платили разные ведомства и благотворители и приходящих, обучение которых оплачивали родители. Если приходящий ученик был беден, то ИЧО ежегодно выделяло ему 50-55 рублей, выдавало бесплатные учебники, одежду и обувь, а на пропитание выплачивало 3-5 руб. в месяц. В день же на еду уходило сперва — 7, позднее — 10 копеек.

В 1858 году митрополитом Санкт-Петербургским Григорием (Постниковым), главным попечителем ИЧО, была освящена домовая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены на верхнем этаже правого флигеля, специально для неё выстроенного по проекту Н. В. Трусова на деньги столичного купца Ивана Артемьевича Ефимова. Она вмещала до тысячи человек и арочным проемом соединялась с основным зданием. До этого ученики молились в Никольском соборе. Настоятелем церкви и одновременно законоучителем стал Иоанн Полисадов. Вскоре храм получил большую известность благодаря его проповедям. В бедную до этого церковь начали поступать щедрые пожертвования, а на знаменитые проповеди отца Полисадова, отличавшиеся чрезвычайной простой и ясностью мысли, а вместе с тем сердечностью и жизненностью, собирались тысячные толпы.

1 августа 1864 года директором был назначен Петр Михайлович Цейдлер. К тому времени количество штатных учеников постепенно сократилось до 40 человек и до такой же цифры упало число пансионеров. Своекоштных, то есть приходящих, насчитывалось 20 человек. Новый директор энергично берётся за преобразование "Дома воспитание". В том же году он подал соответствующий проект, согласно которому из курса были изъяты юридически-канцелярские предметы, расширены общеобразовательные, введены физика, педагогика, пение и гимнастика. Целью этих преобразований являлось приготовление учеников к поступлению в вузы.

В 1868 году школу преобразовали в среднее учебное заведение, а четыре года спустя оно обрело статус гимназии со всеми её особенностями, в том числе с преподаванием классических языков и восьмилетним курсом обучения. По уставу от 31 августа 1873 года, в штатные воспитанники «принимаются сироты и полусироты беднейших дворян, гражданских и военных чиновников, и духовенства и вообще привилегированные сословия, преимущественно из жителей Санкт-Петербурга». На своекоштных учеников сословные ограничения не распространялись, но при поступлении они сдавали устный и письменный экзамены.

Цейдлер привлёк к работе молодых учителей с высшим образованием и завёл «читальные беседы», где директор, учителя и воспитатели читали, а затем обсуждали с учениками произведения русской литературы. Учебную программу дополнили светским пением и музыкой. Медосмотры стали ежемесячными, была заведена регулярная чистка зубов. Директор ввёл для учащихся новую форму: парадные синие куртки с серебряными пуговицами, в классах — чёрные блузы с кушаком.

Художественному воспитанию уделялось большое внимание. Педагог из Санкт-Петербургской консерватории учил желающих игре на рояле. В 1897—1904 годы бесплатные уроки танцев давал танцор Императорских театров Иосиф Феликсович Кшесинский, брат знаменитой балерины. Пение в 1867—1895 годах преподавал другой артист этих театров Ф .П. Иванов. Дело было поставлено так хорошо, что некоторые учащиеся могли исполнять оперные арии. Существовал и церковный хор, который пел во время служб в домовой церкви гимназии.

С 1909 года в гимназии проходила ежегодная выставка «Досуги учеников», где показывались рисунки, лепка, резьба и другие поделки, а также детские коллекции марок, бабочек и т. п. Например, в выставке 1914 года участвовали 50 учащихся, экспонировалось 250 предметов. В школе действовали: небольшой духовой и струнный оркестры, ансамбль балалаечников под управлением Аполинского. Они играли на музыкальных вечерах. В 1915 году на одном вечере выступал сказитель былин Виноградов, на другом — кобзарь.

В 1914 году сословный состав 344 гимназистов был следующим: дети дворян — 152, духовенства — 17, купцов — 43, мещан — 49, крестьян — 70, таким образом гимназия оставалась всесословной. При этом только 5 % воспитанников являлись неправославными, это — 8 католиков, 6 лютеран, 3 иудея. Закон Божий им преподавали приглашенные ксёндз, пастор и раввин.

После начала Первой мировой войны для старшеклассников стали читать лекции о перевязке и транспортировке раненых, ввели обучение стрельбе. Матери учеников шили белье для солдат; к Рождеству и Пасхе в гимназии собирали подарки для фронтовиков 2-го отдельного батальона Гвардейского экипажа, расположенного по соседству. В сентябре 1914 года в одном из помещений открыли лазарет на 18 раненых, который финансировался ИЧО и Красным Крестом.

В 1917 году пансион при гимназии закрыли, а пансионеров — «за счёт пансионных стипендий» — раскассировали по другим гимназиям, в том числе в провинции. 15 (28) сентября 1917 года состоялся последний годичный акт с раздачей медалей и наград.

1 сентября 1918 года гимназию назвали 33-й Трудовой советской школой, а два года спустя её объединили с двумя другими петроградскими школами. С 2003 года в здании располагается школа № 232 Адмиралтейского района.

Известные ученики

  • Александр Николаевич Бенуа (не окончил)
  • Варсонофий (Вихвелин)
  • Васенко, Платон Григорьевич
  • Лихачёв, Дмитрий Сергеевич (не окончил)

Похожие новости:

Раевский, Николай Фёдорович

Раевский, Николай Фёдорович
Николай Федорович Раевский (1804—1857) — протоиерей Русской православной церкви, духовный писатель и педагог. Биография Родился 29 мая (10 июня) 1804 года в Арзамасе, Нижегородской губернии, где

Симферопольское музыкальное училище имени П. И. Чайковского

Симферопольское музыкальное училище имени П. И. Чайковского
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольское музыкальное училище имени П. И. Чайковского» — учебное заведение среднего профессионального

Интернат св. Георгия (Медон)

Интернат св. Георгия (Медон)
Интернат Святого Георгия фр. College Jesuite Saint-Georges — учебное заведение Русского апостолата в зарубежье, созданное и руководимое иезуитами sj в 1920 году, как структура Миссии в Стамбуле,

Фитингоф, Борис Иванович

Фитингоф, Борис Иванович
Борис Иванович Фитингоф-Шель (1767—1828) — русский ботаник. Биография Сын сенатора Ивана Фитингофа. Занимался преимущественно изучением русской флоры и совместно с Георгом Гофманом издал в Москве
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Зачем использовать заглушки в гофрированных трубах?
Зачем использовать заглушки в гофрированных трубах?
Гофрированная труба становится основной большинства инженерных систем. В одной системе по таким...
Пропитки для бетона
Пропитки для бетона
Для того, чтобы увеличить прочность бетона рекомендуется использовать специальные пропитки для...
Как выбрать трубу для водопровода?
Как выбрать трубу для водопровода?
Строительство или ремонт в загородном доме и на даче – это всегда большой пласт работы. Важно не...
Все новости