12.04.2021

Белоцерковская и Богуславская епархия


Белоцерковская и Богуславская епархия — епархия Украинской православной церкви, объединяет приходы и монастыри на территории десяти районов южной части Киевской области Украины.

Кафедральный город — Белая Церковь. Кафедральные соборы — Спасо-Преображенский (Белая Церковь) и Троицкий (Богуслав).

Названия

  • Юрьевская и всего Поросья (XI—XII века)
  • Юрьевская и Каневская (с 1147)
  • Белоцерковская и Сквирская (викарная)
  • Белоцерковская и Богуславская (с 1994)

История

В 1032 году великий князь Ярослав Мудрый основал на реке Рось город Юрьев, который стал кафедрой новой Юрьевской епархии. В Юрьеве возведен Свято-Георгиевский собор, ставший кафедральным. Точная дата основания епархии неизвестна, в византийских каталогах епархий середины XI века уже значился «Святой Георгий на Роси».

В конце XII века Юрьев перестаёт быть форпостом в борьбе с половцами, изменилось и местонахождение епископской кафедры — с 1150 по 1154 год она находится в Каневе, с 1197 по 1198 год — в Белгороде; но в XIII веке кафедра снова возвращается в Юрьев. С монголо-татарским разгромом XIII века связано пресечение епархии в 1231—1233 годах, упадок церковной жизни в Поросье.

Затем церковная жизнь отчасти возродилась, когда эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Юрьев был восстановлен на том же месте, но получил новое имя — Белая Церковь — данное народом от белокаменной руины Юрьевской церкви, разрушенной татарами.

Поначалу литовские князья благоволили православным, но их наследники приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После появления новой формы пропаганды — униатства — давление на православных усилилось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания, которой она ещё пользовалась.

В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан III возродил иерархию Православной Церкви на Украине. К 1640-1650-м годам относятся упоминания о нескольких православных храмах в Поросье. В то время в Белой Церкви было пять церквей, каждую опекал отдельный городской цех ремесленников, при храмах были приходские школы. К этому времени относятся и сведения о монастырях на территории Поросья: Ржищевском Спасо-Преображенском мужском и Лесовичском Свято-Георгиевском женском.

С 1737—1739 годов на Поросье утверждается уния.

После второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, православная епархиальная организация края стала возрождаться. Массовое возвращение населения в православие из зачастую насильственно внедренного униатства быстро увеличивало местную паству.

Восстановлению православия способствовало присоединение Правобережья к Российской империи. На Поросье были сформированы православные протопопии (благочиния) Белоцерковская и Богуславская. Православные храмы Белоцерковщины того времени были достаточно скудными. Когда в 1797 году их осмотрел Киевский митрополит Иерофей, то, как свидетельствуют документы, увидел «во всех почти тамошней церкви одни беспорядки и неустройства». Православным храмам нужна была весомая помощь государства. И она поступила оттуда, откуда не ждали — из императорского гардероба. Императрица Екатерина II после присоединения большинства униатов к православию повелела часть своей одежды перешить на церковные ризы для новоприсоединенных приходов. Тем не менее, церковное строительство в первой половине XIX века развивалось здесь достаточно умеренными темпами — большинство мирян в это время были крепостными помещиков-поляков.

В XIX веке Белая Церковь снова входит в состав Киевской митрополии. В это время зарождается просветительное движение среди священства. Первые шаги в организации церковно-приходских школ в крае сделал священник Пётр Лебединцев, настоятель Белоцерковского Спасо-Преображенского собора, он же стал одним из инициаторов краеведческого движения. В конце XIX века в Белой Церкви, Тараще и других городах создаются православные братства.

Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война вызвали хаос и раскол не только в государственной, но и в церковной жизни, за которыми последовали гонения со стороны новой атеистической власти. С начала 1920-х годов разрушались храмы и закрывались монастыри.

В 1921—1924 годы викарий Киевской епархии епископ Димитрий (Вербицкий) носил титул Белоцерковского и Сквирского.

С обретением Украиной независимости вновь воспряла церковная жизнь, началось возвращение людей в Церковь и воссоздание храмов.

Летом 1994 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Белоцерковская епархия была возрождена.

При епархиальном управлении созданы отделы: издательский, духовного образования и катехизации, информационный, юридический, архитектурно-строительный, социального служения.

Епископы

Юрьевская епархия
  • Михаил (упом. 1071 — упом. 1073)
  • Антоний (упом. 1088—1091)
  • Марин/Карион (упом. 1091—1095)
  • Даниил (6 января 1113 — 9 сентября 1121)
  • Марк (до 1134)
  • Карион (упом. 1184—1197)
  • Адриан (1197, в/у еп. Белгородский, именовался Белгородским и Юрьевским)
  • Дамиан (упом. 1147—1155)
  • Алексий (упом. 1200)
Белоцерковское викариатство Киевской епархии
  • Димитрий (Вербицкий) (1921 — 1925)
  • Ипполит (Хилько) (16 августа — 8 декабря 1992)
  • Ионафан (Елецких) (декабрь 1992 — 29 декабря 1993)
Белоцерковская епархия
  • Серафим (Зализницкий) (1 августа 1994 — 31 мая 2007)
  • Митрофан (Юрчук) (31 мая 2007 — 20 июля 2012)
  • Августин (Маркевич) (с 20 июля 2012)

Благочиния

  • Белоцерковское
  • Богуславское
  • Володарское
  • Кагарлыкское
  • Мироновское
  • Ракитнянское
  • Ржищевское
  • Сквирское
  • Ставищенское
  • Таращанское
  • Тетиевское
  • Узинское

Монастыри

В епархии действует 5 монастырей:

  • Марие-Магдалининский монастырь (женский; Белая Церковь)
  • Ржищевский Спасо-Преображенский монастырь (женский; Ржищев)
  • Монастырь Рождества Христова (мужской; посёлок Ракитное)
  • Монастырь Святых Царственных страстотерпцев (женский; село Кисловка)
  • Серафимовский монастырь (Белая Церковь)

Похожие новости:

Амурская епархия

Амурская епархия
Амурская епархия — епархия Русской православной церкви в административных границах Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Полины Осипенко и Солнечного районов Хабаровского края России. Входит в

Краснослободская епархия

Краснослободская епархия
Краснослободская епархия — епархия Русской православной церкви на территории западных районов Республики Мордовия (Атюрьевского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Краснослободского, Старошайговского,

Восточноамериканская епархия

Восточноамериканская епархия
Восточноамериканская епархия (серб. Епархија источноамеричка, англ. Diocese of Eastern America) — епархия Сербской православной церкви на территории штатов США: Флорида, Джорджия, Мэн, Массачусетс,

Эдмонтонская и Канадская епархия

Эдмонтонская и Канадская епархия
Эдмонтонская и Канадская епархия — епархия Русской Православной Церкви, существовавшая в 1959—1970 годы. История В конце 1940-х существовала Монреальская и Канадская епархия Русской православной
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Преимущества мытья окон профессионалами
Преимущества мытья окон профессионалами
Окна являются главным источником света в любом помещении. Стекла нуждаются в регулярном уходе. От...
Определение протечки воды тепловизором
Определение протечки воды тепловизором
Протечки воды могут стать причиной крайне негативных последствий. Во-первых, это порча собственного...
Стекловолоконная сетка для армирования: особенности, виды, характеристики
Стекловолоконная сетка для армирования: особенности, виды, характеристики
Развитие современных технологий позволяет выводить на рынок различную продукцию, в том числе...
Все новости