01.04.2021

Антонов, Олег Константинович


Олег Константинович Антонов (1906—1984) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии второй степени (1952).

Биография

Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне — в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский.

Из потомственных дворян. Прадед — Дмитрий Антонов, главноуправляющий казёнными металлургическими заводами Урала, чиновник по особым поручениям, действительный статский советник. Покинув Урал, он обосновался в Торопце Псковской губернии, где у Антоновых было имение. Дед — Константин Дмитриевич Антонов, строил мосты. Супругой его стала Анна Александровна Болотникова — дочь отставного генерала. Отец — Константин Константинович Антонов, известный в Российской империи инженер-строитель. Женился на Анне Ефимовне Бикорюкиной.

С 1912 года жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище (окончил два класса) и средней школе (ныне — СШ № 23).

С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации; в 1921 году подал заявление в Красный Воздушный Флот с просьбой принять его в авиационную школу, однако получил отказ по причине возраста и приёма только командиров РККА.

В 1924 году во время обучения на путейском факультете Саратовского университета, в который он поступил, чтобы быть ближе к авиации, построил свой первый планёр, организовав местный Кружок любителей авиации. В том же году учебное заведение было закрыто, и Антонову пришлось искать новое место учёбы.

В 1924 году принял участие во вторых Всесоюзных Планёрных испытаниях в Коктебеле, на горе Узын-Сырт.

В 1925 году поступил на машиностроительный факультет ЛПИ имени М. И. Калинина, который окончил в 1930 году.

В 1931 году возглавлял техническую часть Высшей лётно-планерной школы в Коктебеле и Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима, занимаясь постройкой планёров (серия ОКА, серия УС / «Учебно-серийный», учебный паритель «Упар»). С 1933 года — главный конструктор планерного завода в Тушине. С 1938 года — ведущий инженер КБ Яковлева. В 1940—1941 годах — главный конструктор завода в Ленинграде.

В 1941 году получил задание по организации производства планёров в Каунасе на базе бывшего трамвайного завода, однако вскоре начавшаяся война разрушила начинания; Антонов был назначен главным инженером планёрного управления Наркомата авиационной промышленности.
С 1943 года — первый заместитель главного конструктора Яковлева.
C 1946 года руководил филиалом ОКБ в Новосибирске, позднее — своим ОКБ-153.
С 1952 года руководил киевским ГСОКБ-473 (c 1952 года — киевское ГСОКБ-473, с 1966 года — Киевский механический завод, с 1984 года — ОКБ имени О. К. Антонова, с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс «Антонов» (сейчас - ГП "Антонов").

В 1962 году присвоено звание Генерального конструктора ОКБ.

Член ВКП(б) с 1945 года. Член ЦК КП УССР. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 5-11 созывов (1958—1984) от Киевской области. В Верховный Совет 9 созыва избран от Киево-Святошинского избирательного округа № 494 Киевской области, член Комиссии по транспорту и связи Совета Союза.

В ноябре 1965 года Олег Антонов подписал открытое письмо в ЦК КПСС (так называемое письмо 78) с протестом против политических репрессий в отношении представителей творческой интеллигенции УССР и дискриминации украинской литературы.

Олег Антонов увлекался живописью, писал стихи.

Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Историческое значение

Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации. В ОКБ, которое он возглавлял, был спроектирован Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолетостроении — он стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и тут надо было впервые в истории решать многие конструкторские и технологические проблемы. Требовалось множество рискованных экспериментов. Успех был отмечен во всем мире. В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне самолет сразу же оказался в центре всеобщего внимания и стал главной сенсацией. Английская The Times писала: «Благодаря этому самолету Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении…» О самом Олеге Константиновиче зарубежные корреспонденты отзывались так: «Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском языках».

Семья

Был женат трижды:

  • первая жена — авиаконструктор Елена Сергеевна Кочеткова, сын Ролан
  • вторая жена — авиаконструктор Елизавета Аветовна Шахатуни, дочь Анна (профессор математики, преподаватель Национального авиационного университета в Киеве).
  • третья жена — инженер-программист Эльвира Павловна, дети Андрей (художник-дизайнер) и Елена (авиаконструктор).

Разработки

Под руководством Антонова были созданы:

  • планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
  • транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74
  • многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
  • пассажирские самолёты — АИР-19, Ан-10 и Ан-24.

Награды и звания

  • За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
  • три ордена Ленина (12.7.1957, 5.2.1966, 3.4.1975)
  • орден Октябрьской революции (26.4.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944).
  • Награждён различными медалями: «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «20 лет победы над гитлеровской Германией» (1965), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).
  • Сталинская премия второй степени (1952) — за самолёт «Ан-2»
  • Ленинская премия (1962) — за самолёт «Ан-12»).
  • академик АН УССР (1968).
  • академик АН СССР (1981).
  • заслуженный деятель науки и техники УССР.
  • Золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1979).
  • Грамота Центрального Исполнительного Комитета за создание учебных и рекордных планеров (1933).
  • Почетный гражданин г. Саратова (1981).

Память

  • В Киеве именем О. К. Антонова названа улица. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Также имя О. К. Антонова носит грузовой аэропорт.
  • Его имя присвоено киевскому авиационному научно-техническому комплексу — Киевскому механическому заводу.
  • В Ульяновске имя О. К. Антонова носит проспект.
  • В Виннице его имя носит улица.
  • В Саратове его имя носит улица.
  • В Улан-Удэ его имя носит улица.
  • В 2006 году, на 100-летие со дня рождения, были выпущены памятные монеты в два рубля и две гривны.
  • В 2006 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.
  • В 2006 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Антонову и самолётам его конструкции.
  • Памятная монета России

  • Памятная монета Украины

  • Почтовая марка Украины

  • Олег Константинович Антонов и самолёты его конструкции на почтовых марках России (2006)

Иллюстрации

  • АН-2

  • АН-124

  • АН-74

  • АН-225

  • АН-70

  • АН-72 с

  • АН-140

  • АН-148


Похожие новости:

Еперин, Анатолий Павлович

Еперин, Анатолий Павлович
Анатолий Павлович Еперин (15 октября 1930 — 25 августа 2015) — советский и российский организатор производства в области энергетики, научный руководитель, первый заместитель директора Института

Маркин, Владимир Григорьевич

Маркин, Владимир Григорьевич
Владимир Григорьевич Маркин (19 августа 1940, Новосибирск — 6 марта 1981) — советский футболист, хоккеист, нападающий, тренер. Биография Воспитанник новосибирского «Сибсельмаша». Кроме футбола играл

Соловьёв, Юрий Дмитриевич

Соловьёв, Юрий Дмитриевич
Юрий Дмитриевич Соловьёв (15 июля 1917— 26 февраля 1984) — советский учёный и конструктор в области разработки ракетно-космической техники и организатор космической промышленности. Лауреат Ленинской

Туманский, Сергей Константинович

Туманский, Сергей Константинович
Сергей Константинович Туманский (1901—1973) — советский учёный, конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1968). Биография Родился 8 (21 мая) 1901 года в Минске (ныне Белоруссия).
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Торцовочная пила и особенности ее выбора
Торцовочная пила и особенности ее выбора
Собственник деревообрабатывающей мастерской обязательно закупает только надежные, проверенные,...
Автоматические ворота
Автоматические ворота
Крепкие ворота и добротный забор – обязательное дополнение любого хорошего дома. «Лицом» участка...
Индикаторы для трейдеров
Индикаторы для трейдеров
Среди практикующих трейдеров наиболее дискуссионным остается длительное время вопрос использования...
Все новости