28.03.2021

Сангхамитра


Сангхамитра (также Сангхамитта или Самгхамитта (санскр. संघमित्रा, Saṅghamitrā IAST, пали Saṅghamittā), в монашестве Аяпали (Ayapali); 282—203 гг. до н. э.) — старшая дочь императора Ашоки и его первой жены Деви, ставшая известной буддийской монахиней (бхикшуни). Её брат Махинда тоже стал буддийским монахом и отправился на Шри-Ланку проповедовать буддизм. Он обратил в эту религию и правителя Царства Анурадхапура Деванампию Тиссу (англ. Devānāmpiya Tissa), и супругу брата царя принцессу Анулу (Anulā IAST), и одну придворную даму. Анула и придворная дама пожелали стать бхикшуни, для чего им требовалось получить посвящение от действующей буддийской монахини — но ни одной бхикшуни в Царстве Анурадхапура тогда не было, а Махинда мог посвятить в монахи только мужчин. Ради этих и других женщин своего царства Тисса попросил Ашоку прислать на Шри-Ланку полностью посвящённых буддийских монахинь. Ашока поначалу неохотно соглашался посылать свою дочь в такую заморскую миссию, но Сангхамитра сумела уговорить его и вместе с несколькими другими бхикшуни отправилась на Шри-Ланку, где они положили начало женской монашеской ученической преемственности на этом острове.

С собой они привезли отросток дерева Бодхи и посадили его в Анурадхапуре. Из него выросло дерево, дожившее до наших дней. Сообщество монахинь — преемниц Сангхамитры называется «Бхикхуни-Сангха» (пали Bikhhunī Sangha) или «Мехейни Сасна» (Meheini Sasna), а позднее его стали называть также «Сангхамиттой» — по имени основательницы, и слово «Сангхамитта» стало также обозначать «женский буддийский монашеский орден буддизма Тхеравады». Бхикшуни из ученических преемственностей, восходящих к Санхамитре и её спутницам, в дальнейшем появились не только на Шри-Ланке, но также в Бирме, Китае, Таиланде и других местах. «Днём Сангхамитты» стали называть день «Удувапа Пойя» или «Упосатха Пойа», отмечаемый буддистами Тхеравады на Шри-Ланке в полнолуние декабря.

Детство и юность

Сангхамитра родилась в 282 году до нашей эры в Уджджайни (ныне город Удджайн, штат Мадхья-Прадеш, Индия). Отец — будущий император Империи Маурьев Ашока, мать — его первая жена Деви, к тому времени уже принявшая буддизм. Сангхамитра была их вторым ребёнком; первым был её старший брат Махинда, в будущем буддийский монах, архат и миссионер, обративший многих жителей Шри-Ланки в буддизм.

В 268 году четырнадцатилетнюю Сангхамитру выдали замуж за Агрибрахми (или Агни-Брахму/Agni-Brahma), племянника Ашоки. У них родился сын по имени Саманера Сумана. Но через два года, в 266 г. до н. э., Агни-Брахма оставляет семью ради монашеской сангхи; впоследствии он достиг состояния архата. Ещё через два года отец спросил Санхамитру, готова ли она тоже дать монашеские обеты, и дочь ответила согласием. Тот же путь монаха в дальнейшем избрал и Саманера Сумана, отправившийся вместе с Махиндой на Шри-Ланку.

Посвящение в монахини

В 264 году до нашей эры Сангхамитра, которой тогда исполнилось восемнадцать, прошла паббаджу и стала шраманери по имени Аяпали (Ayapali). В тот же день прошёл паббаджу и двадцатилетний Махинда. Сразу после паббаджи Махинда прошёл упасампаду и стал бхикшу; Сангхамитра из-за возраста ещё не могла стать бхикшуни. После паббаджи она жила в Паталипутре (ныне город Патна, столица индийского штата Бихар), проявила немалое упорство в изучении Дхармы и следовании ей, благодаря чему стала полностью посвящённой монахиней (бхикшуни), потом старшей монахиней (тхери), затем архаткой. Наставницей Сангхамитры была бхикшуни Дхамма или Дхаммапала (Dhammapālā IAST), а её учителем был Аюпала (Ayupālā).

Миссия на Шри-Ланке

Тем временем отец Сангхамитры Ашока стал императором, затем принял буддизм и решил поддержать распространение этой религии как в своём государстве, так и в других странах. Но перед отправкой заграничных миссий Ашока, посоветовавшись с буддийским монахом Могалипуттой Тиссой (англ. Moggaliputta-Tissa), решил созвать Третий буддийский собор для разрешения спорных вопросов буддизма и очищения монашеской сангхи от недостойных личностей. Собор в составе тысячи архатов прошёл под председательством Моггалипутты. В числе прочих, там рассматривался вопрос о буддийском миссионерстве в условиях противодействия со стороны индуистских брахманов. Было решено направить девять миссионерских делегаций для распространения буддизма в различных регионах.

Одна из тех девяти монашеских миссий в 252 году до н. э. отправилась на Шри-Ланку в Царство Анурадхапура, которым правил царь Деванампия Тисса, в качестве дипломатической миссии, и состояла из членов королевской семьи Ашоки, ставших бхикшу, а затем и архатами. Возглавлял ту миссию Махинда, а подчинялись ему шесть других архатов: Иттия (Ittiya), Уттия (Uttiya), Самбала, Бхаддасала, молодой Саманера (сын Сангхамитры и Агрибрахми, племянник Махинды) и Бхандука (двоюродный брат Махинды).

Они не были первыми буддийскими миссионерами на Шри-Ланке. Сам Гаутама Будда за восемь лет после его просветления трижды посещал этот остров и познакомил со своей дхармой как правителей, так и простолюдинов, создал на Шри-Ланке как мужскую, так и женскую монашескую сангху, призванную сохранять и передавать потомкам учение Будды. Однако со временам первая шриланкийская сангха пришла в упадок, государства острова перестали поддерживать её, и в III в. до н. э. Деванампия Тисса оказался единственным на острове правителем, поддержавшим возрождение буддизма. В саду Махамегхавана (Mahāmeghavana IAST) он лично встречал религиозно-дипломатическую миссию, возглавляемую Махиндой. Вместе с царём Тиссой была жена его младшего брата принцесса Анула, со своей свитой из пятисот женщин. После встречи с Махиндой Анула не только стала буддисткой, но и достигла состояния шротапанны.

Миссия Махинды по возрождению буддизма на Шри-Ланке оказалась очень успешной. Он многих людей обратил в буддизм, заново создал на острове мужскую монашескую сангху, многим мужчинам передал посвящение в бхикшу. Но тысячам женщин, также желавших стать монахинями, в том числе и принцессе Ануле, Махинда не мог помочь, потому что женщина получить посвящение в бхикшуни могла только от действующей бхикшуни, да и от не от любой, а ни одной подлинной бхикшуни на Шри-Ланке в то время не было. Согласно Махавамсе, Анула организовала полумонашескую женскую общину («даса силу»), и там, кроме неё, было ещё 500 женщин и 500 девушек, которые дали десять обетов, носили жёлтые облачения, жили в священной обители — «Упасике вихаре» (пали Upāsikā vihāra), предоставленной им царём, и с нетерпением ждали высшего буддийского посвящения.

Тогда Махинда посоветовал царю Тиссе написать императору Ашоке письмо с просьбой прислать на Шри-Ланку Сангхамитру; свою младшую сестру Махинда считал достаточно подготовленной для того, чтоб обучать и посвящать в монахини других буддисток. Дополнительным пожеланием Махинды было, чтобы Сангхамитра привезла из Бодх-Гаи отводок от правой ветви дерева Бодхи, под которым Татхагата достиг просветления, чтобы из этого отводка вырастить такое же дерево на Шри-Ланке. Тисса по просьбе Анулы и Махинды написал такое письмо Ашоке; отдельное письмо с той же просьбой своему отцу написал Махинда. С этими посланиями в Империю Маурьев в город Паталипутра отправился племянник Тиссы — министр Царства Анурадхапура принц Ариттха (Arittha IAST), которому царь обещал позволить уйти в монахи после возвращения.

Получив эти письма, Ашока был в смятении и поначалу не хотел посылать свою дочь в далёкое миссионерское путешествие. Сама же Сангхамитра согласилась сразу и уговаривала отца направить её в Царство Анурадхапура: «Махараджа, указание моего брата безоговорочно, многие ждут посвящения, потому необходимо, чтобы я отправилась туда» (Махавамса, XVIII).

В конце концов, Ашока согласился отправить Сангхамитру и ещё несколько учёных монахинь на Шри-Ланку. В тот момент Сангхамитре было 32 года, а Ашока уже двенадцатый год управлял Империей Маурьев. Возможно, она стала первой женщиной в мире, отправившейся в заграничную миссионерскую поездку. Сколько монахинь было в той миссии — точно неизвестно; в хрониках Дипавамсы (Dipavamsa) в разных местах приводятся три разных числа. Вероятнее всего, их было одиннадцать, включая Сангхамитру. В тех же хрониках названы имена остальных десяти монахинь: Уттара, Хема, Пасадпала, Аггимитта, Дасика, Пхеггу, Паббата, Матта, Малла и Дхаммадасия.

Есть легенда, что когда Сангхамитра подходила к дереву Маха Бодхи в Гайе (Gayā IAST), наги окружили дерево и не давали пройти; тогда Сангхамитра обернулась Гарудой (получеловеком-полуптицей) и разогнала этих человекозмей. По другой версии, наги нападали на корабль, на котором монахини везли отводок дерева Бодхи. Ашока сам выбрал отводок от правой (южной) ветви того дерева, но, согласно Махавансе, считал недопустимым повреждать священное дерево каким-либо оружием или инструментом, потому лишь провёл своим золотым карандашом красную черту на его ветви. Чудесным образом отводок сам отделился от дерева и воткнулся в золотую вазу, специально для него изготовленную. В этой вазе Сангхамитра везла его на Шри-Ланку.

Сангхамитра и её духовные сёстры отправились в путь из Гайи вниз по Ганге через Паталипутту (Pātaliputta IAST) в Тамралипти, оттуда морем в Джамбуколу (Jambukola) на севере Шри-Ланки, а из Джамбуколы — через Тивакку (Tivakka) до Анурадхапуры.

Пассажирами того корабля были не только монахини. Вместе с ними на борт взошёл возвращавшийся домой принц Ариттха, путешествовали восемь членов семьи короля Магадхи (Богут, Сумитта, Сангот, Девгот, Дамгот, Хиругот, Сисигот и Джутиндхара), восемь членов семей министров, восемь брахманов, восемь вайшьей (купцов), скотоводы, Хьяенна, Нагас, Яккас, ремесленники, ткачи, гончары и многие другие люди из разных каст, да ещё и ястреб-перепелятник. По легендам Махавамсы, на океане исчезали волны в радиусе одной йоджаны (12—15 километров) вокруг корабля, при том всё время дул попутный ветер, в шуме которого слышалась музыка. Но из мирной глади воды вдруг вылезли полулюди-полузмеи-полубоги наги и напали на корабль, пытаясь завладеть деревом Бодхи; однако Сагхамитра и другие монахини своими сверхъестественными силами отбили эту атаку, и все люди на корабле добрались до Шри-Ланки целыми и невредимыми.

В Джамбуколе (ныне Чоломобогаон (Colombogaon)) миссионерок с отводком священного дерева с благоговением встречал сам царь Тисса. Он даже вошёл по пояс в морскую воду и пронёс на голове золотую вазу с отводком до берега, а потом сопроводил женскую миссию до самого города Анурадхапуры. Сангхамитра и другие бхикшуни въехали в тот город через северные ворота по дороге, посыпанной белым песком. Корабль, на котором прибыла Сангхамитра, подданные царя Тиссы на плечах вынесли на берег и почитали как святыню. Потом в честь этого прибытия были построены три храма: в одном почитали нос корабля, в другом — мачту, в третьем — руль. Ни корабль, ни храмы до наших дней не сохранились; осталось только дерево Бодхи.

В саду Махамегхавана близ Махавихары царь Тисса собственноручно высадил отводок дерева Бодхи, исполнив тем самым одно из пяти последних пожеланий Гаутамы Будды. Это сопровождалось пышной торжественной церемонией; Тиссе помогали знатные люди Каджарагама (Kājaragāma IAST), Чандангама (Candanagāma) и Тивакка (Tivakka); Санхамитра и Махинда присутствовали при этом. Согласно местным легендам, высаженный отросток вдруг поднялся в воздух и взлетел высоко в небеса, до самой Брахма-локи, а на заходе солнца вернулся на место. Многие поколения королевской семьи в Анарадхапуре берегли это дерево столетиями, и вблизи Анарадхапуры появилась целая деревня людей, охраняющих дерево Бодхи и заботящихся о нём. Это дерево росло более двух тысячелетий и дожило до наших дней; многие верят, что оно будет существовать, пока преподаётся буддизм.

В Анурадхапуре Сангхамитра и приехавшие с ней бхикшуни сначала поселилась в «Упасике Вихарае» (Upasika Viharaya IAST). Вскоре для размещения монахинь построили ещё двенадцать зданий ашрамов, а затем царь Тисса приказал построить отдельный дом для Сангхамитры, который назывался Хатхалакха-Вихара — уединённое место, где можно надолго сосредоточится на религии.

Сангхамитра провела паббаджу над принцессой Анулой, а затем ещё более тысячи женщин удостоились получить эту первую ступень монашеского посвящения. Многие стали непосредственными ученицами Сангхамитры Их них сформировалась устойчивая женская буддийская монашеская община — бхикшуни-сангха Шри-Ланки. И это были не только родственницы царя, но и женщины самого разного социального положения. И Сангхамитра всячески старалась повысить статус женщины в обществе.

Смерть

Сангхамитра на один год пережила своего брата Махинду и умерла в своей резиденции в Хаттхалока (Хаттхалхака) Упасикарамая Анурадхапура (Hatthaloka Upasikaramaya Anuradhapura или пали Hatthāḷhaka) на восьмидесятом году жизни, в девятый года правления царя Уттии (203 г. до н. э.). Этот же царь организовал погребальную церемонию; различные обряды в честь ушедшей совершались целую неделю по всему острову Шри-Ланка. Тело Сангхамитры было кремировано в том месте, которое она сама указала незадолго до смерти: к востоку от Тхупарамы (Thūpārāma), около Читтасалы (Cittasālā), перед деревом Бодхи. На месте кремации Уттия построил ступу.

Наследие

Письменные источники

Сказания о деяниях Сангхамитры ещё долго передавались из уст в уста, а в первом веке до нашей эры буддийские монахи Шри-Ланки записали их в Махавамсу. Следующий известный письменный источник сведений о Сангхамитре и её последовательницах был написан в четвёртом веке нашей эры; это — Дипавамса (пали Dīpavaṃsa).

Бхикшуни-сангха на Шри-Ланке

Сформированная Сангхамитрой и другими учёными монахинями, прибывшими вместе с ней, бхикшуни-сангха на Шри-Ланке (на местных языках называемая «Бикхуни Сасана» или «Мехейни Сасна») действовала более тысячелетия. Если верить Махавамсе, царь Тисса уважал Санхамитру наравне с её братом Махиндой, и монахини сполна получили королевское покровительство, материальную поддержку и общественное уважение.

В Дипавамсе сообщается, что эта сангха быстро разрасталась, привлекая всё новых и новых женщин всякого возраста и сословия. Получавшие полное монашеское посвящение отлично знали писания и уже были готовы учить других буддисток жить по правилам Винаи. Семьдесят две бхикшуни названы в Дипавамсе по именам, и там же говорится о тысячах других. Есть и археологические свидетельства длительного процветания бхикшуни-сангхи на Шри-Ланке.

Шри-ланкийская бхикшуни-сангха дала ответвления в другие регионы и другие школы буддизма. Так, в 429 году нашей эры бхикшуни Девасара, понимая, что из-за голода и войны женская монашеская сангха на Шри-Ланке может совсем исчезнуть, взяла отводок от дерева Бодхи в Анурадхапуре и отправилась с миссией в Китай, чтобы там создать такую же сангху. Ей это удалось, и некоторые линии женской ученической преемственности от Девасары сохранились до наших дней в школах Махаяны.

На самой Шри-Ланке бхикшуни-сангха продержалась ещё несколько столетий, примерно до 1017 года нашей эры. Последнее упоминание о создании нового тхеравадского женского монастыря — Махаваллаки (Mahawallaka) — относится к периоду царствования Махинды IV (вторая половина X в. н. э.). Исчезновение монашеской сангхи на Шри-Ланке связывают с вторжением на остров войск государства Чола, которым правили индуисты из Южной Индии. После этого вторжения несколько лет подряд на Шри-Ланке никто не видел ни бхикшу, ни бхикшуни. Линии ученической преемственности там снова прервались — как у монахинь, так и у монахов, и ещё несколько веков монашеской сангхи на этом острове не существовало. Бхикшу-санху на Шри-Ланке возродил монах Асарана Сарана Сарананкара Маха Тхера при поддержке короля Виджаябаху (пали Vijayabāhu) в только в 1753 году. Первые известные попытки восстановить бхикшуни-сангху на Шри-Ланке относятся к концу XIX столетия, а возобновить посвящение в бхикшуни там удалось только в начале XXI века.

Буддистки-тхеравардинки острова вновь оказались в той же ситуации, которая была до прибытия Сангхамитры: при невозможности пройти упасампаду и стать бхикшуни они могли быть лишь десятиобетными «полумонахинями» — «даса сила мата». В 1983 году Департамент буддийских дел (англ. Department of Buddhist Affairs) Шри-Ланки решил поддержать десятиобетниц, и для них был создан названный в честь Сангхамитры образовательный центр — Sri Sanghamittā Education Canter. Но только в 1986 году он был официально признан правительством и получил государственное финансирование; однако настоятельница жаловалась, что оно намного меньше, чем для монахов, и потому эта школа живёт в основном на пожертвования мирских буддистов. В 2002 году образовательный центр Сри Сангхамитты действовал и по-прежнему испытывал материальные трудности.

В 2000-х годах сообщалось, что несколько сторонниц Тхеравады из западных стран и несколько местных буддисток той же школы стали бхикшуни на Шри-Ланке, потом — что там уже есть несколько сотен буддийских монахинь.

Монахиня Дхаммананда

В Таиланде бхикшуни-сангхе повезло больше: линии женской ученической преемственности не прерывались. В 2002 году в женском монастыре Сонгтхамканлаяни (тайск. ทรงธรรมกัลยาณีภิกษุณีอาราม) в Накхонпатхоме Дхаммананда изваяла глиняную статую Сангхамитры. По обе стороны от этой статуи в зале монастыря расположены изображения тринадцати других старших сестёр — архаток.

На Шри-Ланке статуи Сангхамитры имеются почти во всех обителях монахинь и полумонахинь, и почти у каждого буддийского храма есть дерево, выращенное из отводка дерева Бодхи в Анурадхапуре. У мирских буддистов Шри-Ланки также есть традиции почитания статуй Сангхамитры; во многих деревнях раз в год мужчины и женщины вместе несут статую, обходя свою деревню. По сей день Сангхамитра остаётся важной фигурой шри-ланкийского буддизма.

«День Сангхамитры»

Фестиваль «Ундупава Поя» (Unduvapa Poya) проводится на Шри-Ланке с 1903 года ежегодно в полнолуние декабря; считается, что в такой день Сангхамитра и другие бхикшуни прибыли на остров и привезли отводок дерева Бодхи. День проведения фестиваля называется «днём Сангхамитты».


Похожие новости:

Абхидхармакоша

Абхидхармакоша
Абхидхармакоша (санскр. अभिधर्मकोश abhidharmakośa IAST, «Энциклопедия Абхидхармы», досл. «корзина абхидхармы») — сочинение в стихах, написанное буддийским философом Васубандху (IV век н. э.) В

Амогхаваджра

Амогхаваджра
Амогхаваджра (705—774; кит. имя Букун Цзинь Ган, кит. 不空; яп. имя Фуку Конго, яп. 不空金刚) — знаменитый буддийский учёный-монах, основатель школы тантрического буддизма в Китае, переводчик буддийских

Свабхава

Свабхава
Свабхава (санскр. स्वभाव, svabhāva IAST, пали sabhāva, кит. 自性, тиб. རང་བཞིན, Вайли rang-bzhin, «собственная природа, сущность») — понятие в индийской мысли, обозначающее природу вещей с точки зрения

Буддизм во Франции

Буддизм во Франции
Буддизм во Франции является четвёртой по количеству последователей религией после христианства, ислама и иудаизма. По данным Le Monde, во Франции 5 миллионов человек симпатизирует буддизму,
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Мебель для офиса с экономией для бюджета
Мебель для офиса с экономией для бюджета
Часто ли наши желания совпадают с нашими возможностями? Часто ли то, что мы хотим приобрести, нам...
Выбираем стол в малогабаритную кухню
Выбираем стол в малогабаритную кухню
Главный атрибут кухонного гарнитура – это обеденный стол, за которым собирается вся семья во время...
Эхолот не оставит без улова
Эхолот не оставит без улова
В былые времена рыбалка для людей была одним из способов добыть себе и своей семье пропитание....
Все новости