07.03.2021

Гандер, Владимир Александрович


Владимир Александрович Гандер (12 марта 1864 — 10 января 1939) — русский тифлопедагог.

Биография

Владимир Александрович Гандер родился в Киеве 12 марта 1864. Получил специальное педагогическое образование. С 1886 года начинает свою педагогическую деятельность в Сосницком уездном педучилище Черниговской губернии. С 1897 года инспектор училища для слепых в Воронеже. В 1898 году изучает систему воспитания и обучения слепых в России и за границей, для этого ездит в заведения для слепых в Санкт-Петербурге, а затем изучает постановку воспитания слепых в Венском, Дрезденском и Берлинском институтах для слепых. В 1910 году назначается инспектором Харьковского училища для слепых. С 1898 по 1913 год Гандер активно участвовал в съездах учителей слепых России и в международных конгрессах учителей слепых за границей. С 1913 по 1919 год руководил учебной частью Московского училища для слепых. С 1918 году активно участвует в организации обучения слепых в советской России. В 1920 году назначается заведующим детского дома для слепых. В 1920-е годы организовал кафедру тифлопедагогики и заведовал ей с 1922 года; кафедра находилась сначала в Педагогическом институте детской дефективности, а потом с 1925 года во 2-м Московском государственном университете. Работал профессором в московском и ленинградском педагогических институтах. Заведовал в Учпедгизе редакцией литературы для школ слепых, умственно отсталых и глухих. Умер в Москве 10 января 1939. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Оставил после себя двоих детей: Дмитрия Владимировича Гандера (профессора, доктора психологических наук), Константина Владимировича Гандера (без вести пропал во время гражданской войны).

Педагогическая деятельность и вклад в развитие отечественной тифлопедагогики

С самого начала своей педагогической деятельности Гандер привлекал внимание общественности к положению слепых выступлениями, выставками, статьями в прессе. Благодаря его деятельности удалось собрать значительные суммы на постройку новых зданий в училищах для слепых, в которых он работал инспектором. Он организовал перепись слепых в Харьковской губернии, что позволило получить научные данные о численности слепых, их возрасте, источниках существования, социальном положении. Перепись имела большое значение. На её основе В. А. Гандеру удалось заинтересовать земства и города и, в конечном счете, добиться от них учреждения школьных стипендий для слепых детей и участия в содержании школ для слепых. Это позволило наладить в Харьковской губернии обучение всех слепых детей школьного возраста. В своей педагогической деятельности В. А. Гандер настойчиво утверждал концепцию политехнического обучения и предпринимал конкретные практические шаги для включения слепых в активную деятельность, общественно полезный труд. Ученики в училищах под его руководством не только получали профессиональную подготовку, но и трудоустраивались после окончания училища в мастерских с общежитием или обеспечивались работой на дому. В. А. Гандер утверждал, что в своей практической деятельности слепые идут в ногу со зрячими; слепой не представляет «особый тип» человека. В результате правильной постановки политехнического обучения он получает возможность участвовать в общественно полезном труде и являться социально полноценным. В. А. Гандер критикует позицию западной тифлопедагогики по отношению к слепому как объекту опеки и человеку, зависящему от филантропии, он говорил о том, что слепой является полноправным гражданином в общественной и личной жизни. Он боролся за выделение группы слабовидящих, открытие классов и школ для слабовидящих детей. В 1930-е годы В. А. Гандер ведёт активную редакторскую и издательскую деятельность. Он проделал большую работу по созданию учебников, а также обширной библиотеки литературы для слепых по Брайлю, методической литературы для учителей средней школы для слепых. Он перевёл и отредактировал работы ведущих западных тифлопедагогов и тифлопсихологов. Вышеперечисленное позволяет назвать В. А. Гандера одним из основоположников отечественной тифлопедагогики.

Труды

  • «Численность и состав слепых Харьковской губернии. Статистическое исследование» (1912)
  • «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934)

Похожие новости:

Тютюнов, Николай Александрович

Тютюнов, Николай Александрович
Николай Александрович Тютюнов (28 ноября 1833—25 октября 1916) — русский архитектор, один из основателей Московского архитектурного общества. Биография Окончил Московское дворцовое архитектурное

Аппарат пищеварения домашних птиц (часть 4)

Аппарат пищеварения домашних птиц (часть 4)
У кур есть левая медиальная и левая латеральная доли, между которыми находится верхушка сердца. Желчный пузырь значительных размеров лежит на правой доле. Из желчного пузыря в двенадцатиперстную

Кокцидиозы (часть 3)

Кокцидиозы (часть 3)
В хронических случаях в стенках кишок образуются узелки серовато-белого цвета, выступающие под серозной оболочкой. У фазанов такие же изменения отмечаются в прямой кишке и в слепых отростках. Диагноз

Болезнь Ньюкестле (часть 2)

Болезнь Ньюкестле (часть 2)
На границе железистого и мышечного желудков, затем на слизистой двенадцатиперстной кишки и слепых отростков наряду с геморрагическим воспалением обнаруживают дифтеритические наложения и местами
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Кровать для девочки-подростка: как выбрать идеальный вариант?
Кровать для девочки-подростка: как выбрать идеальный вариант?
В подростковом возрасте ребенок четко осознает свою половую принадлежность, поэтому хочет, чтобы...
Акриловые ванны Knief & Co – эстетика и долговечность
Акриловые ванны Knief & Co – эстетика и долговечность
Ванна – незаменимое дополнение санузла. Лучшим стандартам качества и высокой эстетике соответствуют...
Покупка «вторички» в Болгарии у моря – на что обратить внимание
Покупка «вторички» в Болгарии у моря – на что обратить внимание
Приобретая вторичную недвижимость на морском побережье страны, покупатель в любом случае получает...
Все новости