05.02.2021

Тарту (аэродром)


Тарту (Раади) — неиспользуемый с 1996 года военный аэродром в уезде Тартумаа Эстонии, расположенный на северо-восточной окраине города Тарту. Принимавшиеся воздушные суда: Ту-134; Ан-12, Ан-26, Ан-24; Ил-18; Ил-76; вертолёты. Изначально был предназначен для эксплуатации бомбардировщиков, военно-транспортных самолётов, а также отдельных вертолётов.

1912—1940

14 апреля 1912 года на поле Раади возле города Тарту в Эстонии российский лётчик Сергей Уточкин поднял в воздух биплан Farman IV. Его дядя — Барон Липхарт два года спустя дал разрешение на использование этой территории лётной ротой Петербургского военного округа при полётах (Гатчина — Таллин — Хаапсалу — Рига — Тарту — Нарва — Гатчина) для промежуточной посадки.

В 1918 году, после получения независимости Эстонией, поле Раади было занято 2-й эскадрильей лётного подразделения Вооружённых Сил Эстонской республики. В 1919 году здесь были построены 2 ангара. В 1925 аэродром был расширен. К 1940 году на аэродроме базировались три разведчика-бомбардировщика чешского производства S-328 и два учебно-тренировочных самолёта PTO-4, изготовленных в Эстонии. В мае 1940 на аэродром были доставлены самолёты-разведчики «Хеншель» Hs 126, но вскоре, в связи с включением Эстонии в СССР, полёты на них прекратились.

1940—1945

В октябре 1940 года в Тарту прибыли 50 скоростных бомбардировщиков СБ 35-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС РККА. В первый же день Великой Отечественной войны 35-й сбап был переброшен ближе к линии фронта - на территорию Латвии под Митаву. В дальнейшем аэродром использовался преимущественно авиацией люфтваффе — транспортной авиацией, а по приближении в 1944 году линии фронта к Тарту, в том числе и бомбардировщиками Junkers Ju 87, а также истребителями Bf 109, Fw 190. Во время немецкой оккупации взлётно-посадочная полоса была покрыта искусственным покрытием. В июле-сентябре 1944 года здесь находились подразделения «помощников ПВО» (эстонские добровольцы 15-20 лет, обслуживавшие зенитные орудия и прожектора частей люфтваффе).

Мирный период

После войны в ходе реконструкций лётное поле значительно расширялось — ИВПП достигло длины 3000 м, были добавлены широкие зоны рассредоточения, в результате чего в 1960-е годы аэродром стал самым большим из военных аэродромов Восточной Европы. На аэродроме базировались:

  • 132-й тяжёлый бомбардировочный авиационный Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского полк. До 1987 года на его вооружении состояли стратегические бомбардировщики Ту-16, с 1987 — Ту-22М3. Этот полк входил в 326-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию (командир — Джохар Дудаев).
  • 196-й гвардейский военно-транспортный авиационный Минский полк на самолетах Ил-76М с августа 1958 года по январь 1993 года.

Обеспечение аэродрома производилось складом ГСМ Кяркна и складами авиационных средств поражения в Акиметса и Марама. В конце 1980-х годов произошло загрязнение грунтовых вод в результате периодических утечек керосина, который оседал в водоносных слоях грунта и выкачивался с водой скважинами близлежащей частной застройки. Очистка грунтовых вод была произведена в начале 1990-х годов, уже после ухода российских войск.

В независимой Эстонии

С 1991 по 1993 годы производился вывод Российских войск из Эстонии; аэродром в 1992 году был передан Силам обороны Эстонии, которые в 1993 году, в свою очередь, передали лётное поле акционерному обществу «Tartu Raadi lennujaam».

В 1994 году на аэродром приземлялся самолёт президента Польши Леха Валенса. Использование аэродрома по назначению — для отдельных взлётов и посадок летательных аппаратов проводилось периодически — до 1996 года включительно.

В связи с износом искусственных покрытий, отчасти из-за отсутствия работы аэродромно-эксплуатационных подразделений (служб), полёты прекратились. Около трёх лет поднимался вопрос о восстановлении аэродрома, но в 1999 году от него окончательно отказались. На лётном поле до сих пор существуют два ангара 1920 года постройки, командный пункт, укрытия летательных аппаратов, ИВПП и отдельные руины служебно-технической застройки. Лётное поле частично используется городским авторынком.


Похожие новости:

Эмайыги

Эмайыги
Эмайыги (эст. Emajõgi, нем. Embach, рус. Омовжа; латыш. Mētra) — река в Эстонии бассейна реки Нарва. Название Эмайыги переводится с эстонского языка как Мать-река. В нижнем течении судоходна. На

Корсаков (аэродром)

Корсаков (аэродром)
Аэродром Пушистый (Корсаков) — бывший военный аэродром на о. Сахалин, на восточной окраине г. Корсаков. Был построен японцами в период их владения южной частью острова и использовался авиацией

Тийрик, Кристьян

Тийрик, Кристьян
Кристьян Тийрик (эст. Kristjan Tiirik; 25 августа 1982, Тарту) — эстонский футболист, нападающий, тренер. Биография В детстве помимо футбола занимался дзюдо. Воспитанник Тартуской футбольной школы

Алликсаар, Артур

Алликсаар, Артур
Артур Алликсаар (эст. Artur Alliksaar, 15 апреля 1923, Тарту — 12 августа 1966, там же) — эстонский поэт. Биография В 1931 году поступил в начальную школу, в 1937 году — в гимназию Хуго Треффнера,
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Купить ПЭТ оптом
Купить ПЭТ оптом
Полиэтилентерефталат представляет собой распространенный полиэфир и производится под разными...
Виды тепловых пунктов
Виды тепловых пунктов
Тепловые пункты – высокотехнологичное оборудование, с помощью которого во внутренние системы от...
Качественный многофункциональный инструмент и мотокосы
Качественный многофункциональный инструмент и мотокосы
Универсальный инструмент обеспечит эффективное и безопасное выполнение широкого спектра работ......
Все новости