31.01.2021

Катастрофа Ан-2 под Батуми


Катастрофа Ан-2 под Батуми — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Ан-2ТП компании Аэрофлот, произошедшая в пятницу 9 сентября 1966 года в районе Батуми, при этом погиб 1 человек.

Самолёт

Ан-2ТП с регистрационным номером CCCP-96224 (заводской — 1G72-08, серийный — 072-08) был выпущен заводом PZL-Mielec в Мелеце (Польская Народная Республика) 11 июня 1966 года. Его передали Министерству гражданской авиации Советского Союза, которое к 4 июля направило борт 96224 в Грузинское управление гражданской авиации, где он эксплуатировался в Сухумской объединённой авиационной эскадрилье. На момент происшествия самолёт при «возрасте» всего 3 месяца имел наработку 327 часов и ещё находился на гарантии.

Экипаж

  • Командир воздушного судна — Лобко Николай Афанасьевич
  • Второй пилот — Ким Вячеслав Константинович

Катастрофа

Ранее утром борт 96224 выполнял пассажирский рейс Г-71 из Сухуми в Батуми с промежуточной посадкой в Поти. В 09:30 авиалайнер благополучно приземлился в Батуми, где его начали готовить к выполнению обратного рейса Г-72. В самолёт было загружено 20 кг багажа и сели 10 пассажиров, при этом взлётный вес и центровка находились в пределах допустимого. Согласно полученному экипажем прогнозу погоды, на маршруте ожидалась переменная кучевая и мощно-кучевая облачность с нижней границей 600—1000 метров, ветер 100—120° 20—30 км/ч (восточно-юго-восточный 5—8 м/с), а видимость более 10 километров. В 09:51 с 10 пассажирами и 2 пилотами на борту лайнер вылетел из Батуми в Поти.

Полёт проходил над морем на установленной планом высоте 250 метров и в паре километров от береговой черты, а с момента взлёта прошло 10 минут, когда двигатель вдруг пару раз вздрогнул, затем упала его тяга, после чего двигатель вообще отказал. Согласно показаниям наблюдавшего самолёт солдата-пограничника, который находился на боевом посту, в этот момент также кратковременно появился дым чёрного цвета. Пилоты решили, что произошёл отказ бензосистемы, поэтому повернули в сторону берега и одновременно с этим используя насос ручной подкачки топлива (альвеер), помпу приемистости и заливной шприц попытались восстановить работу двигателя. Доложить диспетчеру о случившемся экипаж попросту не успел из-за высокой загрузки на тот момент (запуск двигателя и пилотирование самолёта). Меры по возобновлению работы двигателя оказались безуспешными, а лайнер в это время находился близ мыса Цихисдзири где был обрывистый берег а в воде близ него находились рифы. В таких условиях выполнять посадку на берег, либо приводняться возле него было нельзя, но неподалёку находилось рыболовное судно, к которому пилоты и направили свой самолёт.

Приводнение выполнялось на траверзе мыса Цихисдзири, при этом перед посадкой командир сказал пассажирам, чтобы те открыли входную дверь, а после приводнения покидали самолёт. В 10:03 Ан-2 приводнился на поверхность Чёрного моря в 1800 метрах от берега и в 500—600 метрах от судна. Зарывшись стойками шасси в воду, самолёт резко, даже почти мгновенно, остановился, при этом несколько пассажиров, а также пилоты получили травмы. После остановки пассажиры оказывая помощь друг другу выбрались наружу через выходную дверь, а пилоты через заранее открытые форточки фонаря пилотской кабины. Одновременно с этим на рыболовном судне капитан отправил к приводнившемуся Ан-2 гребной баркас, который подобрал 9 пассажиров и 2 пилотов. Позже все они были доставлены в Батумскую городскую больницу. Сам самолёт зарываясь в воду двигателем постепенно перешёл в вертикальное положение, а спустя 7—8 минут с момент приводнения затонул на глубине 34—36 метров.

Через пару дней затонувший авиалайнер был обнаружен, а ещё через день поднят на поверхность. В его фюзеляже было обнаружено тело десятого пассажира, который в момент приводнения из-за того, что не был пристёгнут получил сильные травмы головы. Из-за этого он либо потерял сознание, либо находился в шоковом состоянии, поэтому затонул вместе с самолётом, став единственной жертвой происшествия.

Причины

Расследованием происшествия занималась советская комиссия при участии представителей из Польской Народной Республики. Когда был вскрыт двигатель, то обнаружилось, что разрушились пружины прерывателя обоих магнето. Стоит отметить, что сам двигатель (заводской номер — К-14226134) был ещё относительно новым и имел наработку такую же, как у самолёта — 327 часов, то есть ещё находился на гарантии. Польские представители наотрез отказались принимать версию, что разрушение пружин произошло из-за производственных дефектов, то есть по вине завода-изготовителя. По мнению польской стороны, отказ двигателя был вызван нарушениями в эксплуатации, ошибочными действиями экипажа и рядом других причин.

По итогам расследования комиссия пришла к заключению, что катастрофа борта 96224 была вызвана разрушением пружин прерывателей обоих магнето, в результате чего прекратилось искрообразование, что в свою очередь привело к полному отказу двигателя. Действия экипажа в целом были признаны правильными, за исключением нескольких ошибок при выполнении посадки:

  • Об отказе двигателя не было доложено диспетчеру.
  • Перед приводнением командир не дал пассажирам команду привязаться ремнями.
  • Экипаж не выключил зажигание и не перекрыл бензопитание.

  • Похожие новости:

    Катастрофа Ан-10 под Харьковом

    Катастрофа Ан-10 под Харьковом
    Катастрофа Ан-10 под Харьковом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 18 мая 1972 года. Авиалайнер Ан-10А авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс SU-1491 по маршруту Москва—Харьков, но при

    Катастрофа Ил-62 под Лабе

    Катастрофа Ил-62 под Лабе
    Катастрофа Ил-62 под Лабе — авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 1 июля 1983 года на горном массиве Фута-Джаллон в районе Лабе с Ил-62М северокорейской компании Chosonminhang. Крупнейшая

    Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом

    Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом
    Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Junkers F.13, произошедшая в воскресенье 22 марта 1925 года в районе Тифлиса, при этом погибли 5 человек.

    Катастрофа DC-6 под Афинами (1969)

    Катастрофа DC-6 под Афинами (1969)
    Катастрофа DC-6 под Афинами в 1969 году — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 8 декабря 1969 года в районе Афин близ городка Кератеа, когда Douglas DC-6B авиакомпании Olympic Airways
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Где заказать строительство дома из сип-панелей в Крыму
    Где заказать строительство дома из сип-панелей в Крыму
    В современном строительстве каркасные дома и дома из сип-панелей стали главными конкурентами...
    Запчасти для тракторов МТЗ: как выбирать, где покупать?
    Запчасти для тракторов МТЗ: как выбирать, где покупать?
    Трактора, как и любой другой вид техники нуждаются в запасных частях и расходных материалах. Без...
    Как сделать дорогу из щебня?
    Как сделать дорогу из щебня?
    Дороги из щебня — бюджетный способ обеспечить транспортную доступность к отдельным объектам. Исходя...
    Все новости