13.11.2020

Гнейс-2


Гнейс-2 – первый серийный советский авиационный радиолокатор. Выпускался с 1942 года. Устанавливался на самолёты Пе-2, Пе-3 и Дуглас А-20.

История создания

Во время советско-финской войны начальник группы отделов Научно-испытательного института ВВС генерал С. А. Данилин, после ознакомления с работой в боевых условиях наземной РЛС ПВО «Редут» (РУС-2), поставил вопрос о возможности создания бортовой РЛС для обнаружения самолётов противника и ведения по ним прицельного огня независимо от условий оптической видимости. Специалисты ленинградского НИИ радиопромышленности подтвердили возможность создания такой станции, и под руководством А. Б. Слепушкина была начата разработка проекта под кодовым названием «Гнейс-1». НИИ ВВС выдвинул следующие требования: дальность обнаружения самолёта 4—5 км; зона обнаружения в горизонтальной плоскости 120°, в вертикальной — порядка 90°. Излучателем выбрали клистрон, работающий на длине волны 15—16 см в импульсном режиме. Предполагаемая масса станции и оборудования получалась около 500 кг. Самолётом для размещения столь значительной для истребителя массы, по предложению лётчика-испытателя НИИ ВВС С. Супруна, был выбран Пе-2 — в котором также мог разместиться оператор. В начале 1941 года опытный образец первой БРЛС был создан.

В связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуации предприятий-поставщиков возникли трудности с дальнейшей работой над «Гнейс-1». Проектирование БРЛС пришлось переключить на излучатели метрового диапазона волн — они были значительно лучше освоены промышленностью. На основе стационарной РЛС ПВО «Пегматит» (РУС-2с) под руководством её разработчиков А. А. Фина и В. В. Тихомирова была создана БРЛС «Гнейс-2», работавшая на длине волны 1,5 м.

РЛС установили на самолёт Пе-2 и в июле 1942 года провели государственные испытания, которые показали возможность обнаружения самолёта типа бомбардировщик на расстоянии от 300 до 3500 м с точностью по угловым координатам ±5° при высоте полёта не ниже 2000 м. В НИИ радиопромышленности была изготовлена опытная партия из 15 станций, которые направили в войска для испытаний. В феврале — мае 1943 года под Ленинградом во 2-м гвардейском корпусе ПВО проведены официальные войсковые испытания (председатель комиссии — генерал-майор авиации Е. Е. Ерлыкин). По их результатам постановлением ГКО от 16 июня 1943 года БРЛС «Гнейс-2» была принята на вооружение. К концу 1944 года выпущено более 230 её комплектов.

В 1943 году был создан улучшенный вариант станции – «Гнейс-2М». На ней были применены новые антенны, позволяющие обнаруживать как самолёты, так и надводные корабли. Осенью 1943 года РЛС проходила испытания на Каспийском море, после чего была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Боевое применение

Первые «Гнейс-2», установленные на Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года. В начале 1943 года часть самолётов применялась для борьбы с авиационным снабжением окружённых под Сталинградом германских подразделений. С февраля по май 1943 года самолёты с БРЛС применялись в системе ПВО Ленинграда – в 24 гвардейском истребительном авиаполку второго корпуса ПВО. При перехвате истребители выводились на цель с помощью РЛС дальнего обнаружения РУС-2, а с приближением к воздушному противнику уже использовались бортовые «Гнейс-2». Обнаружив самолёт противника, оператор бортовой РЛС давал лётчику указания по сближению с целью.

С февраля по июнь 1943 года проводились испытания «Гнейс-2» с самолётом А-20 в качестве изучения возможности его применения ночным истребителем с бортовой РЛС. В сравнении с Пе-2 самолёт обладал рядом преимуществ, и в результате в июле 1943 года началось формирование 56-й авиационной дивизии истребителей дальнего действия в составе двух полков (45 и 173) на самолётах А-20. Дивизия подчинялась АДД. По штату каждому полку полагалось 32 самолёта и 39 экипажей, также в состав полка входила радиолокационная рота, оснащённая РУС-2. С мая 1944 года подразделения дивизии стали поступать на фронт и использовались для охраны крупных транспортных узлов. Самолёты с РЛС «Гнейс-2» также применялись во время войны в минно-торпедных авиационных полках для обнаружения кораблей.

Помимо «Гнейс-2» собственного производства, СССР получал авиационные РЛС по договору ленд-лиза. США отправили союзникам по этому договору 54 486 авиационных РЛС, в основном для Великобритании. Из этого количества в Советский Союз было отправлено 370 станций двух типов: 320 – SCR-695 и 50 – SCR-718.

Использованная литература и источники

  • ↑ Лобанов, 1975.
  • 1 2 3 Лобанов, 1982.
  • 1 2 3 Медведь, Марковский, 1995.
  • ↑ Quantities of Lend-Lease Shipments (неопр.). airforce.ru. Архивировано 12 июля 2012 года.

  • Похожие новости:

    KJ-1

    KJ-1
    KJ-1 (кит. 空警一號, Воздушный страж-1, Проект 926) — самолёт ДРЛО Китайской Народной Республики на базе бомбардировщика Ту-4. Разработка По итогам вооружённого конфликта между КНР и Тайванем и

    ШВАК (пулемёт)

    ШВАК (пулемёт)
    ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт, спроектированный к 1931 году С. В. Владимировым. Был принят на вооружение под

    754-й истребительный авиационный полк

    754-й истребительный авиационный полк
    754-й истребительный авиационный полк (754-й иап) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшая участие в Воронежско-Ворошиловградской операции во время Великой

    Бобров, Николай Александрович

    Бобров, Николай Александрович
    Николай Александрович Бобров (19 апреля 1921 — 12 июля 1942) — советский военнослужащий, старший сержант, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно).
    Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

    Добавить комментарий!

    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите два слова, показанных на изображении: *
    Популярные новости
    Что стоит принять во внимание прежде, чем вступить в СРО строителей
    Что стоит принять во внимание прежде, чем вступить в СРО строителей
    Вступление в СРО строителей в наше время – дело необходимое. Членство поможет повысить качество...
    Виды окон ПВХ и их преимущества
    Виды окон ПВХ и их преимущества
    В конце девяностых годов прошлого века в нашей стране появились пластиковые окна. Они сразу же...
    Особенности проведения отделки балкона
    Особенности проведения отделки балкона
    Балкон — это особое пространство квартиры, которое отличается небольшими квадратными метрами и...
    Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
    Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
    Прединвестиционная стадия характеризуется возможностью создания конечного результата. Это не...
    Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
    Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
    Мобильные офисные перегородки — это современные решения, помогающие быстро и эффективно зонировать...
    Обзор советов по уходу за обивкой мягкой мебели дома: краткое руководство
    Обзор советов по уходу за обивкой мягкой мебели дома: краткое руководство
    Неминуемо на новеньком диване или любимых креслах появится ненавистное пятно. Многие народные...
    Как обустроиться в однокомнатной квартире?
    Как обустроиться в однокомнатной квартире?
    Далеко не каждый проживает в большом доме или многокомнатной квартире. Как же обустроить интерьер...
    Все новости