13.11.2020

Абдо, Мухаммад


Мухаммад Абдо (Абду), также Мухаммед Абдо (араб. محمد عبده‎; 1849—1905) — египетский общественный и религиозный деятель, либеральный реформатор, считающийся основателем исламского модернизма. Главный муфтий Египта (1899—1905). Ученик и соратник Джамал ад-дина аль-Афгани. Автор работ о реформах шариата, системы образования и т. д.

Биография

Труд Мухаммада Абдо «Таухид», изданный в Казани в 1911 году, перевод на тюрки был сделан Габдуллой Буби

Мухаммад Абдо родился в 1849 году близ Даманхура (Нижний Египет) в туркменской семье. Ещё в раннем детстве его начинают обучать азам грамотности и чтению Корана. На формирование его религиозных взглядов оказал влияние его дядя, который был суфийским шейхом. В возрасте тринадцати лет его отправили в школу суфийского шейха Саида аль-Бадави при мечети «Ахмадия». Некоторое время вёл замкнутую, аскетическую жизнь. Его увлечённость суфизмом выразилась в его ранних трактатах, таких как Трактат о мистическом вдохновении (1874), посвящённый изложению доктрины Ибн Араби.

В 1866 году Мухаммад Абдо поступает в ведущее учебное заведение в Каире Аль-Азхар, в котором становится учеником Джамал-ад-дина ал-Афгани — известного философа и реформатора, идеолога панисламизма, выступавшего против европейского колониализма. После окончания университета Мухаммад Абдо некоторое время преподаёт логику и теологию в Аль-Азхаре. Статьи Мухаммада Абдо выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам».

За поддержку восстания Араби-паши в 1882 году высылается из Египта на шесть лет, вследствие чего сначала проживает в Ливане, затем во Франции, Великобритании, в которых продолжает свою деятельность. Совместно с аль-Афгани основал в Париже тайное общество «Наикрепчайшая связь» (аль-Урва аль-вуска), издававшее газету с тем же названием, которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции.

Внёс большой вклад в становление современной арабской публицистики, литературы и литературного языка, возглавив школу журналистики при газете «Аль-Вакаи аль-Мисрия» («Египетские события»). Его статьи на религиозно-философские, социально-политические и моральные темы, опубликованные в период 1876—1905, явились образцами современного арабского языка и нового публицистического стиля.

В 1885 году приехал в Бейрут, где написал несколько книг. В 1888 году Мухаммад Абдо возвращается в Египет, где занимал ряд постов в государственном аппарате и системе образования. В 1899 году становится муфтием страны. В это время он основывает религиозное общество, становится президентом общества возрождения арабских наук. Возглавил Административный совет аль-Азхара и работает в направлении реформирования университета. Ввёл в программу Университета преподавание таких светских дисциплин, как математика, история и география.

Мухаммад Абдо умер 11 июля 1905 года.

Религиозные взгляды

Отвергал слепое следование поздним религиозным авторитетам и считал недопустимым «закрытие иджтихада». Издавал фетвы, противоречащие фетвам правоверных суннитских мазхабов, за что вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против него выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди. Считал необходимым проведение реформ в исламе через возврат к его основам (см. исламский фундаментализм). Отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. По некоторым богословским вопросам он следовал учению средневекового богослова Ибн Таймии.

Ещё после окончания Аль-Азхара Мухаммад Абдо довольно резко выступал против суфизма, хотя и признавал некоторые достоинства учения — нравственное самосовершенствование, обретение внутренней веры, критическое отношение к официальной догматике и др. Порицает культ святых и чудотворство, считая это мошенничеством. Будучи в должности директора Департамента печати Египта он запрещает «Мекканские откровения» Ибн аль-Араби, посчитав его вредным для широкой публики.

Издал фатву, разрешающую мусульманам получать проценты по банковским вкладам, что ранее было запрещено как ростовщичество.

Мухаммад Абдо — автор одного из наиболее авторитетных современных тафсиров Корана, «Послания о единобожии» (Рисала ат-таухид). Сам Мухаммад Абдо утверждал, что каждой эпохе нужна своя самостоятельная трактовка.

Деятельность Мухаммад Абдо была подвергнута критике со стороны суннитских богословов, таких как Мустафа Сабри и др.

Политические идеи

Мухаммад Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, защищать религию и пропагандировать её идеалы. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Считал, что конституционного строя можно добиться путём мирного соглашения с правительством.

Указывал на преимущества парламентского строя. Был сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление диктатора. Считал, что бунт против существующей власти является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Выступал за независимость Египта от Османской империи и от Запада и придерживался и идей национализма («Египет для египтян»). Одновременно с этим выступал за воссоздание исламского Халифата во главе с османским султаном, сотрудничал с англичанами, за что его называли «самым большим среди египтян англофилом».


Похожие новости:

Ибн Асам аль-Куфи

Ибн Асам аль-Куфи
Абу Мухаммад Ахмад ибн Асам аль-Куфи (араб. أبو محمد أحمد بن أعثم الكوفي‎; умер в 926 году) — арабский историк, автор трехтомного (в восьми частях) сочинения Китаб аль-футух («Книга

Саид (имя)

Саид (имя)
Саид (араб. سعيد‎‎) — мужское имя арабского происхождения. Имеются три разных значения имени в зависимости от написания: 1) Sa`īd «счастливый, успешный»; 2) Sā`id «растущий, идущий вверх»; 3)

Ибн Асакир

Ибн Асакир
Сикат-ад-дин Абу-ль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ад-Димашки, известен как Ибн Асакир (араб. ابن عساكر‎; 1105, Дамаск — 25 января 1176, Дамаск) — арабский историк, представитель арабской

Исхак ибн Мухаммад ибн Гания

Исхак ибн Мухаммад ибн Гания
Исхак ибн Мухаммад ибн Гания (араб. إسحاق بن محمد بن غانية‎‎; XII век, Тайфа Мальорка — 1183 или 1184, Тайфа Мальорка) — эмир (вали) Мальоркской тайфы (1155—1183/1184). Биография
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Как обустроиться в однокомнатной квартире?
Как обустроиться в однокомнатной квартире?
Далеко не каждый проживает в большом доме или многокомнатной квартире. Как же обустроить интерьер...
Что нужно знать о поверке счетчиков
Что нужно знать о поверке счетчиков
Поверка счетчиков воды, газа и света является обязательной процедурой, которую, в соответствии с...
Гидроизоляция: виды и используемые материалы
Гидроизоляция: виды и используемые материалы
Гидроизоляция позволяет создать непроницаемый слой. Он нужен для защиты конструкции от любых...
Плей Фортуна - играем в азартные слоты онлайн
Плей Фортуна - играем в азартные слоты онлайн
Зачем тратить время на посещение реальных игорных заведений, когда под рукой всегда есть их...
Виртуальное Азино777 - бонусы, слоты, азарт
Виртуальное Азино777 - бонусы, слоты, азарт
Виртуальные игровые площадки привлекают любителей игровых автоматов доступностью и внушительным...
Особенности листового металла
Особенности листового металла
Металлопрокат — это различные профили и расходники, которые используются в строительстве и при...
Плитка azori для ванной комнаты
Плитка azori для ванной комнаты
Основным брендом, который выбирают потребители в виде керамической плитки является azori. Его...
Все новости