Золушка (балет)


Золушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Переложение для фортепиано в 2 руки сделал Л. Т. Атовмян. 26 июня 1946 года за этот балет композитор был награждён Сталинской премией.

История создания

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Премьера спектакля состоялась 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Балетмейстер-постановщик — Ростислав Захаров, художник Пётр Вильямс. Главные партии исполняли балерины Ольга Лепешинская (Золушка) и Михаил Габович (Принц). Заглавную партию в театре также исполняли Галина Уланова и Раиса Стручкова.

Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

Через несколько месяцев в Ленинграде, в Театре оперы и балета им. Кирова состоялась премьера другой версии балета, в постановке Константина Сергеева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман. Премьера состоялась 8 апреля 1946 года, главные партии исполнили сам балетмейстер и его супруга Наталия Дудинская, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. В 1964 году Сергеев возобновил балет в новой редакции. Образ Золушки воплощали такие балерины, как Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. Спектакль на долгие годы полюбился зрителю, напоминая о фильме Шварца. В 1985 году на основе спектакля Сергеева был снят телебалет.

На Западе наибольшую известность получила постановка «Золушки» в хореографии Фредерика Аштона («Балет Сэдлерс-Уэллс» на сцене театра «Ковент-Гарден», 1948). Иные трактовки сюжету дали балетмейстеры Маги Марен с авангардной постановкой (Лионская опера, 1985) и Рудольф Нуреев, перенёсший действие сказки в Голливуд времён «золотого века» (Парижская опера, 1986).

Краткое содержание

Сергей Прокофьев

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две её дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сёстры гонят её, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит её. Мачеха и сёстры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев даёт неуклюжим сёстрам последний урок перед балом. Наконец мачеха и сёстры уезжают. Золушка остаётся одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за её доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сёстрами. Сёстры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищён ею и приглашает на танец (большой вальс). Сёстры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка всё так же занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сёстры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадёжно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у неё из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

Структура

Акт первый 1. Вступление 2. Па-де-шаль 3. Золушка 4. Отец 5. Фея-нищенка 6. Поставщики и переодевание сестёр 7. Урок танца 8. Отъезд Мачехи и сестер на бал 9. Мечты Золушки о бале 10. Гавот 11. Второе появление Феи-нищенки 12. Вариация Феи весны 13. Монолог Феи лета 14. Кузнечики и стрекозы 15. Вариация Феи осени 16. Вариация Феи зимы 17. Прерванный отъезд 18. Сцена с часами 19. Отъезд Золушки на бал Акт второй 20. Приворотный танец 21. Паспье 22. Танец кавалеров (бурре) 23. Вариация Худышки 24. Вариация Кубышки 25. Придворный танец 26. Мазурка и выход Принца 27. Вариация четырёх сверстников Принца 28. Мазурка 29. Приезд Золушки на бал 30. Большой вальс 31. Прогулка 32. Вариация Золушки 33. Вариация Принца 34. Угощение гостей 35. Дуэт сестёр с апельсинами 36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио) 37. Вальс-кода 38. Полночь Акт третий 39. Принц и сапожники 40. Первый галоп принца 41. Соблазн 42. Второй галоп принца 43. Ориенталия 44. Третий галоп принца 45. Пробуждение Золушки 46. Утро после бала 47. Посещение Принца 48. Принц нашёл Золушку 49. Медленный вальс 50. Аморозо

Музыка балета

Музыка для дуэта сестёр с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы «Любовь к трём апельсинам», которая в 1940—50-е годы в СССР не исполнялась. Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме того, Прокофьев на её основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов.

Оркестровые сюиты

  • Сюита № 1 из балета «Золушка», ор. 107.
  • Сюита № 2 из балета «Золушка», ор. 108.
  • Сюита № 3 из балета «Золушка», ор. 109.

Фрагменты, аранжированные для фортепиано

  • Три пьесы, ор. 95.
  • Десять пьес, ор. 97.
  • Шесть пьес, ор. 102.

Постановки

  • 21 ноября 1945 — Большой театр, Москва. Балетмейстер Ростислав Захаров, либретто Николая Волкова, художник Пётр Вильямс. Первые исполнители: Золушка — Ольга Лепешинская (затем — Галина Уланова), Принц — Михаил Габович (затем — Владимир Преображенский).
  • 8 апреля 1946 — Театр им. Кирова, Ленинград. Балетмейстер — Константин Сергеев, либретто Николая Волкова, художник Борис Эрдман. Первые исполнители: Золушка — Наталия Дудинская, Принц — Константин Сергеев. Новая редакция — 1964.
  • 23 декабря 1948 — «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон. Балетмейстер Фредерик Аштон. Первые исполнители: Золушка — Мойра Ширер, Принц — Майкл Сомс, Шут — Александр Грант, сёстры Золушки — Фредерик Аштон и Роберт Хелпман.
  • 1968 — Одесский театр оперы и балета. Балетмейстер Олег Виноградов.
  • 29 ноября 1985 — Лионская опера. Балетмейстер Маги Марен.
  • 25 октября 1986 — Парижская опера. Балетмейстер Рудольф Нуреев, художник по костюмам Петрика Ионеско и Ханае Мори[уточнить]. Первые исполнители: Золушка — Сильви Гиллем, Кинозвезда — Шарль Жюд (?), Продюсер — Рудольф Нуреев.
  • 1991 — «Кремлёвский балет», Москва. Балетмейстер Владимир Васильев, художник Жерар Пипар. Первые исполнители: Золушка — Екатерина Максимова, Принц — Андрис Лиепа, Мачеха — Владимир Васильев.
  • 3 апреля 1999 — Балет Монте-Карло. Балетмейстер Жан-Кристоф Майо, художник Эрнест Пиньон. Первые исполнители: Золушка — Орели Шефер, Фея — Бернис Коппьетерс.
  • 5 марта 2002 — Мариинский театр, Санкт-Петербург. Балетмейстер — Алексей Ратманский, художник И. Уткин. Первые исполнители: Золушка — Диана Вишнёва, Принц — Андрей Меркурьев, Мачеха — Юлия Махалина, Худышка — Виктория Терёшкина, Кубышка — Маргарита Куллик.
  • 2006 — Большой театр, Москва. Балетмейстер Юрий Посохов. Первые исполнители: Золушка — Светлана Захарова, Принц — Сергей Филин.
  • 14 сентября 2017 — Михайловский театр, Санкт-Петербург (восстановление постановки Большого театра 1945 года). Хореография Ростислава Захарова в редакции Михаила Мессерера, сценография и костюмы Вячеслава Окунева по эскизам Петра Вильямса. Первые исполнители: Золушка — Анастасия Соболева (затем Анжелина Воронцова), Принц — Виктор Лебедев (затем Иван Зайцев).

Экранизации

  • 1960 — «Хрустальный башмачок», фильм-балет по спектаклю 1945 года. Режиссёры Александр Роу и Ростислав Захаров, в главных партиях: Раиса Стручкова и Геннадий Ледях.
  • 1985 — «Золушка», телебалет по спектаклю 1964 года. Режиссёры Константин Сергеев и Виктор Окунцов, в главных партиях: Габриэла Комлева и Марат Даукаев.
Телевизионные записи
  • 1969 — спектакль Королевского балета, постановка Фредерика Аштона (1948). В главных партих: Антуанетт Сибли, Энтони Дауэлл, Фредерик Аштон, Роберт Хелпман.
  • 1987 — спектакль Парижской оперы, постановка Рудольфа Нуреева (1986). В главных партиях: Сильви Гиллем, Шарль Жюд, Рудольф Нуреев, Моник Лудьер, Изабель Герен.
  • 1995 — спектакль Мариинского театра, постановка Олега Виноградова. В главных партиях: Жанна Аюпова, Станислав Беляевский, Юлия Махалина.
  • 2007 — спектакль Парижской оперы, постановка Рудольфа Нуреева (1986). В главных ролях: В главных партиях: Хосе Мартинес, Аньес Летестю.

Дискография

Примечание. Указаны только полные аудиозаписи

  • 1965 Большой симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Центрального телевидения (Геннадий Рождественский, «Мелодия»)
  • 1982 Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР (Геннадий Рождественский, «Мелодия»)
  • 1983 Кливлендский оркестр (Владимир Ашкенази, «London / Decca»).
  • 1983 Лондонский симфонический оркестр (Андре Превен, «EMI»)
  • 1994 Российский национальный оркестр (Михаил Плетнёв, «Deutsche Grammophon»)

Библиография

  • Арановский М. Г. Мир открывающий заново // Рассказы о музыкантах. — Сб. ст. — М. -Л.: Советский композитор, 1973. С. 70 — 88.
  • Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. — М.: Классика XXI, 2010. — 456 c.
  • Гурова Я. Ю. Петербургская «Золушка» XIX—XX вв. — СПб.: СПбГПУ, 2007. — 70 с.
  • Карнович, О. А. Значение спектакля «Сандрильона» в развитии русского балетного искусства // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах. — 2014. — № 4. — С. 33 — 56.
  • Карнович, О. А. Сказка на балетной сцене (Интерпретация сюжета «Золушки»): дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01. — М., 2016. — 220 с.
  • Кузовлева Т. «Золушка» С. С. Прокофьева // Театр : журнал. — М., 1983. — № 6.
  • Карнович, О. А. Значение спектакля «Сандрильона» в развитии русского балетного искусства // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах. — 2014. — № 4. — С. 33 — 56.
  • Кузовлева Т. О спектакле «Золушка» Марии Большаковой // Петербургский театральный журнал : журнал. — СПб., 2001. — № 26.
  • Кузовлева Т. Маньеризмы Ратманского // Петербургский театральный журнал : журнал. — СПб., 2002. — № 27.
  • Красовская В. Золушка // Балет сквозь литературу. — СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2005. — С. 129—137. — 424 с. — 1500 экз. — ISBN 5-93010-023-3.

Похожие новости:

Воллмар, Джоселин

Воллмар, Джоселин
Джоселин Воллмар (англ. Jocelyn Vollmar; 25 ноября 1925 — 13 июля 2018) — американская балерина, известная своими выступлениями в «Балете Сан-Франциско». Биография Джоселин Воллмар родилась в

1802 год в театре

1802 год в театре
1802 год в театре События В Воронеже постановкой комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» в помещении бывшего дома Василия Черткова открылся Воронежской публичный театр. Побывавший в

Марковский, Джон Иванович

Марковский, Джон Иванович
Джон Иванович (Янович) Марковский (р. 23 февраля 1944, Якутск) — советский артист балета, балетмейстер. Биография В 1961 году, по окончании Рижского хореографического училища (педагог Владимир

Лиховская, Ольга Петровна

Лиховская, Ольга Петровна
Ольга Петровна Лиховская (род. 12 мая 1958 года, Оренбург) — советская и российская артистка балета, солистка Мариинского театра. Заслуженная артистка РСФСР (1983). Биография Родилась 12 мая 1958
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные статьи
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Почему ремонт общественных зданий важен для эффективной эксплуатации
Зачем ремонтировать общественные здания? Этот вопрос волнует многих, ведь общественные здания – это...
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
Охранное предприятие в Москве – защита и надежность
В современном мире, где угрозы личной безопасности и сохранности имущества становятся все более...
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
Особенности выбора мебели: секреты правильного подбора для интерьера
При обустройстве интерьера дома или офиса одним из самых важных аспектов является выбор мебели....
Все новости