Дача П.Ф. Севрюгова (Кинешма)
Дача П.Ф. Севрюгова - усадебный комплекс на берегу Волги, расположена на северо-западе города Кинешмы, Ивановской области. Главный дом, особняк «Отрадное», был сооружен в 1904 – 1905 гг. по заказу владельца бумагопрядильной фабрики, Павла Фёдоровича Севрюгова.
История
Юго-восточный фасадВ 1898 году в Дюнихинской волости Кинешмы была выстроена бумагопрядильная и ткацкая фабрика П.Ф. Севрюгова и Ф. Елагина . Федор Елагин, крупный московский подрядчик по сооружению каменных церквей и домов, руководил постройкой ткацкого корпуса в два этажа, который был открыт к 25 апреля 1989 года . Фабричное производство росло, однако после того как в 1901 году Федор Елагин отказался от своей доли на фабрику, название поменялось с «Торговый дом Севрюгова и Елагина» на «Бумагопрядильная фабрика наследников Павла Федоровича Севрюгова». После смерти основателя владение перешло к старшему сыну Владимиру Павловичу Севрюгову, который жил в Москве, а в Кинешме работал второй сын – Николай Севрюгов . В сентябре 1918 года фабрика была национализирована.
Архитектура
Особняк с садом-оранжерей находился в пейзажного парке на берегу Волги, выдвинутая вперед благодаря возвышенной террасе живописного мыса . Двухэтажный кирпичный особняк перекрыт плоской кровлей и оштукатурен. Придерживаясь типичной для особняков модерна трехчастной композиции с выступающими ризалитами, особняк имеет асимметричный план. Главный фасад, обращенный к Волге, особенно ярко показывает трехчастную композицию: по бокам расположены два ризалита, которые соединяет полукруглая лоджия. Левый ризалит трехэтажный и имеет вытянутую прямоугольную форму, правый одноэтажный повторяет последний этаж левого ризалита. Полукруглая открытая лоджия имеет ряд из восьми колонн тосканского ордера. В сторону берега спускается лестница, она выступает из лоджии и расходится на две небольшие лестницы у основания. Главный вход расположен в середине юго-восточного фасада, со стороны парка. Трёхчастная структура фасада сохраняется, но ризалиты более симметричны: прямоугольный выступы прямоугольной формы. Северо-западный фасад выделяется благодаря выдвинутого вперед полукруглого объёма, напоминающего башню с граненным шатром и люкарными. Противоположный фасад является соединением двух ризалитов с паркового и главного фасадов через небольшой открытый балкон на втором этаже.
Основным декором фасада стали окна, которые можно разделить на два типа, огромные квадратные окна и прямоугольные узкие окна с ярко-выраженными выступами. Если первый тип является характерной чертой архитектуры модерна, то выступы над окнами скорее всего могут быть объяснены использованием мотива большого навеса над входной дверью в зданиях той же эпохи.
В усадьбе П.Ф. Севрюгова сочетается два стиля: модерн через общую композицию и основные объёмы и неоклассицизм через отдельные элементы (колонны, полукруглая лоджия, лестница с балюстрадами). Дача представляет собой качественный памятник региональной архитектуры модерна и неоклассицизма. По своему типу дача П.Ф. Севрюговых напоминает другую усадьбу при промышленном объекте на берегу Волги – особняк Понизовкиных в Красном Профинтерне.
Интерьер
Северо-западный фасад с «башней»Интерьер практически не сохранился, дошло лишь примерное описание расположения комнат, есть отрывочные сведения о некоторых декорациях. На период составления «Памятников Ивановской области» еще сохранилась часть интерьеров, это была отделка, включающая в себя элементы неоклассицизма и модерна . На первом этаже находились парадные комнаты: зал-гостиная, кабинет, малая гостиная, вестибюль. Лестница и подоконники выполнены из мрамора. Зал-гостиная располагалась вдоль главного фасада и была поделена на две части высоким проемом с двумя колоннами. В простенках зала в конце XX века еще сохранились зеркала в рамках красного дерева и части живописного плафона «Охотничьи сцены». Обращаясь к паре фотографий кабинета на первом этаже от 1988 года, можно заключить что он был обрамлен (как и малая гостиная) дубовыми филёнчатыми панелями и дополнялся вставным шкафом. В верхней части дверей были чеканные накладки с изображениями мужских и женских голов. У потолка по стенам был пущен фриз с растительным мотивом, над ним располагался лепной карниз. Второй этаж был разделен на две части, куда вели отдельные лестницы с первого этажа. Это скорее всего были жилые комнаты. В некоторых местах сохранились профилированные карнизы с лепными плафонами, но на момент сентября 2019 года понять в каком состоянии находится лепнина и декор остается затруднительным.
Добавить комментарий!