11.11.2020

Музей истории искусств


Музей истории искусств (Художественно-исторический музей, нем. Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM) — известный художественный музей в Вене. Он был открыт в 1891 году напротив идентичного по внешнему облику Музея естествознания на площади Марии Терезии во Внутреннем Городе. Приказ о строительстве был отдан императором Францем Иосифом I в рамках расширения города в 1858 году. Оба музея построены в стиле итальянского Ренессанса по проекту Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера.

История

Оформление коллекций в музей

Официально музей основан в 1889 году. Богатые художественные коллекции австрийского императорского двора оформили в музей во второй половине XIX века. В этот период уже существовали подобные музеи, возникавшие на основе королевских коллекций в других странах и художественных центрах (в Дрездене на базе коллекций саксонского курфюрста, в Берлине на базе коллекций прусского короля, в Петербурге на базе коллекций российских императоров — Эрмитаж).

В Вене решили создать не один, а два музея с показом и естественных, и художественных коллекций в пандан. Так в Вене возникли Природно-исторический и Художественно-исторический музеи. Их здания расположены рядом, создавая значительный архитектурный ансамбль в несамостоятельных формах эклектики.

Архитектор Земпер в Вене

Готфрид Земпер не был австрийцем. Он работал в разных столицах Европы (Лондоне и Париже, Дрездене) и был известен как архитектор выставок. В Лондоне Земпер как раз и был задействован на строительстве Международной промышленной выставки 1851 года. В Дрездене Земпер завершил формирование недостроенного Цвингера, связав барочный ансамбль со зданием новой картинной галереи и нового театра (Опера Земпера, или Саксонская государственная опера Дрездена.).

После этого он получил приглашение от императора Австрии Франца Иосифа на работу в Вене. Ему поручили реконструкцию городской резиденции императора — Хофбурга. Опытный архитектор, Готфрид Земпер подошёл к реконструкции как к градостроительному проекту. И создал проект с несколькими величественными сооружениями, которые включали два музея, новый театр, манеж, монумент австрийской императрицы Марии Терезии, и все это в новом саду в стиле необарокко. Земпер уже был продолжателем барочной стилистики в ансамбле Цвингера, заканчивая ансамбль архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана. В реконструкции Хофбурга Земпер стал продолжателем стилистики венского барокко, используя и его формы, и планировочные наставления. Роскошная архитектура Земпера служила императорскому двору и его прославлению. Архитектор даже связал ось нового Хофбурга с древнеримской Виндобоной. Именно там был некогда дворец римского наместника в австрийских землях и именно там умер римский император Марк Аврелий. Архитектор своим ансамблем подчеркивал символическую связь австрийских императоров с императорами Древнего Рима, что льстило Францу Иосифу.

Этот конфликт между искусством и суровой реальностью Австро-Венгрии чувствовали современники, но демократизировать архитектуру и решить общественные конфликты практика Земпера не могла. Величественный ансамбль, спроектированный Земпером, так и не был воплощен в реальность полностью. Но два крупных музейных помещения Вена и император получили.

Здание музея

  • План музейного сооружения

  • Парадная лестница

  • Свод

  • Музейный зал

Картинная галерея эрцгерцога

Австрийские Габсбурги были связаны родственными связями с королевским двором Испании. В состав Испании в Европе входили Южные Нидерланды и Фландрия (совр. Бельгия). Отдалённой от Мадрида и Вены богатой провинцией руководили наместники. Одним из них был австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662).

Пребывание во Фландрии тот использовал для приобретения художественных коллекций. Собиранию картин способствовал богатый художественный рынок Брюсселя. Сюда на продажу свозили произведения искусства как из провинций, так и из Италии или Англии. За короткий срок эрцгерцог создал значительную коллекцию произведений нидерландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров, которую вывез в Вену. Это собрание на протяжении столетий пополнялось картинами из разных стран и городов. В Вену вывезли лучшую часть кабинета курьёзов (Kunst- und Wunderkammer) императора Рудольфа II, ненадолго перенёсшего столицу в Прагу.

После смерти принца Евгения Савойского его картинная галерея перешла в императорскую коллекцию.

Искусство Франции в музее

Австрийская империя веками имела значительные трудности в отношениях с королями Франции, что значительно отразилось на художественных коллекциях. Художественно-исторический музей в Вене (по сравнению с Эрмитажем) имеет незначительные произведения во французском отделе, где собраны случайные или не лучшие образцы искусства Франции. Наличие нескольких произведений Жана Фуке и художников XVII века лишь подчеркивают значительные пробелы в художественных собраниях. Картины Франсуа Клуэ, Пуссена, портреты Гиацинта Риго и Дюплесси — производят впечатление случайно полученных вещей.

Ненамного лучше представлены художники Франции XIX века (Камиль Коро, Клод Моне), но не самыми выдающимися произведениями, которые давно разошлись по музейным коллекциям самой Франции, США, Великобритании, России.

Второй слабый раздел — искусство Англии. Но это типичная ситуация для европейских музеев, где вообще мало картин мастеров Британии. Только в Соединенных Штатах где есть капитальные произведения художников Англии разных периодов.

Коллекция искусства Италии

Северные земли современной Италии долгое время входили в состав Австрии. В Вену десятилетиями вывозили картины из Италии, а итальянские художники (архитекторы, садовники, композиторы, музыканты, актеры) работали в разных городах Австрийской империи. В Вене накопились такие значительные художественные коллекции из Италии, что был период обмена между странами с целью возвращения в Италию хотя бы части национального культурного достояния. Именно в Вене хранятся ювелирные изделия Бенвенуто Челлини, которых не сохранили ни в Италии, ни во Франции.

Особенность собрания Художественно-исторического музея — лучшие произведения почти всех художественных стилей Италии — раннее и Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, караваджизм, мастера ведуты XVIII века и др. Мастера Италии до сих пор представлены капитальными произведениями в сборнике Художественно-исторического музея, среди которых:

  • Мантенья
  • Перуджино
  • Рафаэль Санти
  • Джорджоне
  • Тициан
  • Джузеппе Арчимбольдо
  • Джованни Беллини
  • Лоренцо Лотто
  • Тинторетто
  • Паоло Веронезе
  • Моретто да Брешиа
  • Морони
  • Караваджо
  • Гверчино
  • Джузеппе Мариа Креспи
  • Лука Джордано
  • Бернардо Строцци
  • Пьетро да Кортона
  • Доменико Фетти
  • Бернардо Беллотто.
  • Худ. Андреа Превитали, портрет неизвестного, ок. 1510 г.

  • Худ. Тициан, Якопо де Страда

Живопись эпохи маньеризма

Маньеризм был переходным этапом между искусством Возрождения и барокко и некоторое время сосуществовал с обоими стилистическими направлениями, хотя с барокко — значительно дольше. Искусствоведы связывают появление маньеризма с разочарованием в идеях возрождения и главным идейным кризисом XVI века. Венский королевский двор радостно приветствовал представителей нового творческого течения, откуда бы они ни были. Австрийский двор быстро стал одним из самых мощных центров маньеризма в Западной Европе. А наличие мастеров маньеризма в разных углах Австрийской «лоскутной империи» обогатило художественную коллекцию произведениями маньеристов Нидерландов, Италии, Франции, отношения с которой не были тесными. В конце XVI в. во время короткого переноса столицы из Вены в Прагу, столичный город стал известным центром маньеризма, где работали:

  • Джузеппе Арчимбольдо
  • Адриан де Врис
  • Ханс фон Аахен
  • Бартоломеус Спрангер.

Позже их произведения перевезли в Вену, создав значительную коллекцию соответствующего художественного стиля.

  • Пальма иль Джоване. Пьета

  • Яколо да Понте, Поклонение волхвов

  • Николо дель Аббате, Молодой человек с попугаем

  • Бартоломеус Спрангер, Геракл в плену у Омфалы

Картины Арчимбольдо

  • Огонь, серия «Стихии»

  • Вода, серия «Стихии»

  • Лето, серия «Времена года»

  • Зима, серия «Времена года»

Нидерланды, Фландрия

Уникальной является и коллекция старых мастеров Нидерландов, имеющая мировое значение. В коллекции почти без пробелов представлены произведения всех значительных голландских и фламандских художников XV—XVI веков, среди них:

  • Ян ван Эйк
  • Рогир ван дер Вейден
  • Гертген тот Синт Янс
  • Иероним Босх
  • Мабюз
  • Ян ван Скорель
  • Питер Брейгель Старший
  • Антонис Мор
  • Якоб ван Ост старший

Искусство Фландрии представляют полотна Рубенса, Антониса ван Дейка, Франса Снейдерса и их современников. Среди мастеров Нидерландов XVII века — несколько картин Рембрандта.

Музей гордится наиболее полным в мире собранием работ Брейгеля Старшего — примерно трети из всех известных ныне полотен художника.

Современное положение

Австрия давно утратила статус великой державы, но удержала статус великой страны европейской культуры. Несколько городов современной Австрии признавались так называемыми Культурными столицами Европы на один год (Грац, Линц).

В 1956 году из музейного собрания выделили в самостоятельный раздел искусство мастеров Австрии (Австрийская галерея) и произведения эпохи готики и австрийского средневековья (Музей австрийской готики). Последний разместили рядом с музеем барокко во дворце — Нижним Бельведером.


Похожие новости:

Музей Миккеля

Музей Миккеля
Музей Миккеля (эст. Mikkeli muuseum) — филиал Эстонского художественного музея, расположенный на территории дворцово-паркового ансамбля Кадриорг в Таллине. В нём представлена главным образом

Список музеев Ивановской области

Список музеев Ивановской области
Иваново Дом-музей художника А. И. Морозова (Иваново, ул. Багаева, д. 57) Дом-музей художника Б. И. Пророкова (Иваново, ул. Пророкова, д. 15) Дом-музей семьи Бубновых (Иваново, ул.3-го Интернационала,

Эпиграфический музей Афин

Эпиграфический музей Афин
Эпиграфический музей (греч. Επιγραφικό Μουσείο) Афин является сегодня отдельным учреждением Министерства культуры Греции. Музей Музей был создан в 1885 году и располагается в южном крыле

Музей провозглашения независимости (Джакарта)

Музей провозглашения независимости (Джакарта)
Музей провозглашения независимости (англ. Museum of the Declaration of Independence) — музей истории в Джакарте, Индонезия. Был открыт 24 ноября 1992 года. Именно в этом здании была составлена
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Недорогие печи Лиговъ - качественная российская продукция
Недорогие печи Лиговъ - качественная российская продукция
Оснащенные «подовым горением» печи-камины стала выпускать компания «Лиговъ». От «колосниковых»...
Камины Астов (Astov) - российская продукция премиум-класса
Камины Астов (Astov) - российская продукция премиум-класса
Камины устанавливаются в загородных домах и квартирах все чаще. Ассоциации они вызывают обычно...
Что стоит принять во внимание прежде, чем вступить в СРО строителей
Что стоит принять во внимание прежде, чем вступить в СРО строителей
Вступление в СРО строителей в наше время – дело необходимое. Членство поможет повысить качество...
Виды окон ПВХ и их преимущества
Виды окон ПВХ и их преимущества
В конце девяностых годов прошлого века в нашей стране появились пластиковые окна. Они сразу же...
Особенности проведения отделки балкона
Особенности проведения отделки балкона
Балкон — это особое пространство квартиры, которое отличается небольшими квадратными метрами и...
Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
Прединвестиционная стадия характеризуется возможностью создания конечного результата. Это не...
Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
Мобильные офисные перегородки — это современные решения, помогающие быстро и эффективно зонировать...
Все новости