11.11.2020

Адамув (Лукувский повят)


Адамув — деревня в Польше, находящаяся в Люблинском воеводстве, Лукувском повяте. Центр гмины Адамув. Находиться в 6 километрах от дороги воеводского значения № 808 «Лукув—Коцк».

До 1954 года находилась в гмине Гулюв, центром которой являлась. В 1975—1998 годах административно принадлежала седлецкому воеводству. Историческое местоположение считается Стежицкая земля, сандомирского воеводство, Малая Польша.

Рядом с деревней протекает речка Мотвица, небольшой приток Вислы.

Деревня является местом расположения римско-католического прихода Воздвижения Св. Креста, относящегося к люблинской провинции, седлецкой епархии, деканата Адамув.

История

Город основан первоначально под названием Ядаромин, на основании грамоты, выданной в 1539 году королём Сигизмундом I Старым. В 1543 переименован в Ядамов. Владельцы поселения, братья Адам и Иероним Русецкие, обратились в 1545 году с просьбой об образовании прихода. В 1569 году в городе было 415 жителей, а уже в 1576—700. В 1617 году переименован в Адамов. В XIX веке население уже составляло 1 тысячу человек, живших в 90 домах. В последующих годах принадлежало Чарторыжским и Фирлеям. В конце XVIII — начале XIX веков построен новый барокко-классический костёл, существующий до сих пор.

После поражения Январского восстания, в 1869 году Адамув потерял права города и был включён в состав гмины Гулюв. В 1873 году принято решение об открытии школы, а несколько лет спустя центр гмины возвращён в Адамув. В 1915 году деревня была занята немецкими и австро-венгерскими войсками. В октябре 1939 года деревня находилась в зоне Коцкого сражения. В результате пожара в 1943 году, сгорел центр деревни. В годы оккупации в районе деревни действовали различные партизанские отряды. Деревня была освобождена Красной Армией в 1944 году.

История евреев Адамува

Самое первое упоминание о живущих в Адамуве евреях, относиться к 1827 году. В это время тут уже жило около ста человек, принадлежавших к моисеевому вероисповеданию, что составляло ок. 18 % всех жителей города.

Адамувские евреи подчинялись кагалу в Коцке, хотя по большей части город имел близкие связи с Лукувом. Под конец XIX века еврейская община, насчитывающая порядка 500 человек, и имевшая синагогу и кладбище, могла уже думать и о кагальной автономии. Здание синагоги было разрушено немцами во время оккупации и от неё не осталось ни следа.

Община быстро развивалась, как экономически, так и демографически, и уже к 20-м годам XX века евреи составляли примерно треть населения деревни. Рядом с синагогой и кладбищем, под надзором общины, действовали ритуальная бойня скота и миква. В 1928—1930 годах функции главного раввина общины выполнял р. Й.Гринвальд. Также община содержала одного учителя, преподающего в Талмуд-Торе для мальчиков из религиозных семей. Особой популярностью пользовались среди евреев Адамува Сионистская организация (отделение которой было в деревне) и сионистско-ортодоксальная партия «Мизрахи».

Гетто в Адамуве

К началу войны в Адамуве жило 650 евреев. В сентябре 1940 года евреи Адамува и близлежащих сёл, а также группа евреев из Насельска, были заперты в гетто. В ноябре 1940 была первая экзекуция, во время которой на территории еврейского кладбища было расстреляно 40 евреев.

К 1942 году в нём насчитывалось более 2 тысяч человек. Акция по ликвидации гетто, была проведена гестапо 4 октября 1942 года. Примерно триста человек, в основном старые и больные, были расстреляны на месте, на окраине деревни, на лугу восточнее костёла. Тела жертв были захоронены на поле, примерно в 500 метрах от места экзекуции, в направлении на деревню Глинне. Оставшиеся 1724 еврея были переведены в гетто в Лукуве, а затем, 26-27 октября и 7-11 ноября, вместе с евреями из Лукува, Коцка, Войцешкова, Станина и др. окрестных гетто, отправлены в лагерь смерти в Треблинке.

Несколько человек сумели сбежать в лес. Небольшое число евреев, которые были оставлены в рабочем лагере, были ликвидированы в августе 1943 года.

Перед началом ликвидации гетто группа мужчин сумела сбежать в лес, где вела партизанскую войну с немцами и местными польскими властями, помогавшими в организации депортации евреев. Во главе группы из 40 вооружённых еврейских партизан, действовавших в районах Щальбы и Кживды, стоял Моше Майорек.

Достопримечательности

  • Костёл Воздвижения Св. Креста — каменный псевдобарокковый костёл, строительство которого начал ксёндз Ян Езерский в 1796 году, в сотрудничестве с каменицким епископом Адамом Красинским, а закончил в 1858 году Людвиг Красинский. Костёл был освящён в 1860 году епископом Беньямином Шиманским.
  • Старое еврейское кладбище — Находится на дороге к Войцешкову. Открыт в 1925 году. Во время войны и вскоре после освобождения было полностью ликвидировано. В 2001 году, по инициативе Рувима Розенберга, территория бывшего кладбища была приведена в порядок и огорожена. Также был поставлен памятник жертвам Холокоста в Адамуве. Через несколько лет после этого на кладбище установлена мацева, в память об умершем в 2005 году Рувиме Розенберге.

Образование

В Адамуве имеются:

  • Публичная начальная школа им. Генрика Сенкевича;
  • Гимназия и школьный комплекс им. генерала Францишека Каминского, включающий в себя Общеобразовательный лицей им. Батальонов Хлопских, Профильный лицей и Производственно-техническую школу.

Спорт

В деревне есть футбольный клуб «Сокол» польск. LKS Sokół Adamów, выступающий в окружной лиге округа Бяла-Подляска. Команда была создана в 1949 году. Цвета клуба — зелёно-жёлто-красные.

Также есть команда по настольному теннису, выступающая в северной подгруппе IV лиги.


Похожие новости:

Ныса (город)

Ныса (город)
Ныса (польск. Nysa), Найссе (нем. Neisse) — город в Польше, входит в Опольское воеводство, Ныский повят. Имеет статус городско-сельской гмины. Занимает площадь 27,5 км². Население — 46 841 человек

Милодеж

Милодеж
Милодеж — деревня в Ям-Тёсовском сельском поселении Лужского района Ленинградской области. История МИЛОДЕЖ — деревня при реке Оредеж. Запередольского сельского общества, прихода села

Щупоголово

Щупоголово
Щупоголово — деревня в Ям-Тёсовском сельском поселении Лужского района Ленинградской области. История Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как деревня Щупоголово в

Мошня (деревня)

Мошня (деревня)
Мошня — деревня в Борском сельском поселении Бокситогорского района Ленинградской области. История Усадище Мошня Климантовского Колбежского погоста, упоминается в переписи 1710 года. МОШНЯ —
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Популярные новости
Особенности проведения отделки балкона
Особенности проведения отделки балкона
Балкон — это особое пространство квартиры, которое отличается небольшими квадратными метрами и...
Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
Что такое предпроектная документация и для чего она нужна
Прединвестиционная стадия характеризуется возможностью создания конечного результата. Это не...
Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
Особенности мобильных офисных перегородок. Основы правильной организации рабочего пространства
Мобильные офисные перегородки — это современные решения, помогающие быстро и эффективно зонировать...
Обзор советов по уходу за обивкой мягкой мебели дома: краткое руководство
Обзор советов по уходу за обивкой мягкой мебели дома: краткое руководство
Неминуемо на новеньком диване или любимых креслах появится ненавистное пятно. Многие народные...
Как обустроиться в однокомнатной квартире?
Как обустроиться в однокомнатной квартире?
Далеко не каждый проживает в большом доме или многокомнатной квартире. Как же обустроить интерьер...
Что нужно знать о поверке счетчиков
Что нужно знать о поверке счетчиков
Поверка счетчиков воды, газа и света является обязательной процедурой, которую, в соответствии с...
Гидроизоляция: виды и используемые материалы
Гидроизоляция: виды и используемые материалы
Гидроизоляция позволяет создать непроницаемый слой. Он нужен для защиты конструкции от любых...
Все новости