» » Ландшафтно-эпизоотологический метод

Ландшафтно-эпизоотологический метод

29.03.2015

Основная идея современной физической географии - это идея взаимной связи и взаимной обусловленности природных и географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты.
Эта идея конкретизировалась в представлении о природном территориальном комплексе (ПТК). Представление о ПТК легло в основу ландшафтоведения. Под природными географическими компонентами понимают массы твердой земной коры, массы гидросферы, воздушные массы атмосферы, биоту - сообщества организмов (растения, животные микроорганизмы, почву). К особым компонентам относят рельеф и климат. ПТК можно определить как пространст-венно-временную систему географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое. ПТК входят в геосистему - весь иерархический ряд природных географических единств: эпигеосфера - ландшафтные зоны, страны, области - ландшафтная провинция - ландшафтный округ - ландшафт - местность - урочище.
Ландшафтоведение - это раздел физической географии, предметом которого является изучение геосистем регионального и локального уровней.
Выделяя геосистемы как качественно особый уровень организации земной природы, следует сразу же сказать, что в рамках общего понятия «геосистема» существует своя внутренняя иерархия, свои инструктурные уровни — от относительно более простых к более сложным. К геосистемам мы относим и верховой болотный массив, и таежную зону, и, наконец, всю географическую оболочку. Ясно, что это образования разного ранга, хотя всем им присущи некоторые общие признаки, позволяющие считать их геосистемами. Установление иерархических отношений, естественной соподчиненности в огромном многообразии геосистем составляет одну из важных задач ландшафтоведения. Прежде чем приступить к обзору основных понятий, относящихся к свойствам геосистем, необходимо различать три главных уровня их организации (или три размерности): планетарный, региональный и локальный, или топический (местный).
Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре - географической оболочкой. Термин «географическая оболочка» происходит от названия науки и не несет никакой содержательной нагрузки. Наиболее короткий и точный термин - эпигеосфера, что в буквальном переводе означает «наружная земная оболочка».
К геосистемам регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные подразделения эпигеосферы - физико-географические, или ландшафтные, зоны, секторы, страны, провинции и др.
Под системами локального уровня подразумеваются относительно простые природно-территориальные комплексы, из которых построены региональные геосистемы - так называемые урочища, фации и некоторые другие.
Региональные и локальные геосистемы, или природные территориальные (географические) комплексы, и представляют собой непосредственные объекты ландшафтного исследования. Таким образом, мы можем определить ландшафтоведение как раздел физической географии, предметом которого является изучение геосистем регионального и локального уровней как структурных частей эпигеосферы (географической оболочки). Это определение подчеркивает неразрывную связь ландшафтоведения и общей физической географии.
С учетом преобразующего влияния человека на природу необходимо различать три типа ПТК: естественные, антропогенные, в которых доминируют элементы, внесенные деятельностью человека; переходные, представляющие сочетание первых и вторых. Переходные типы делят на естественно-антропогенные и антропогенно-естественные в зависимости от преобладания тех или иных элементов ландшафта.
Принцип изложенной схемы имеет значение в оценке территорий по признаку очаговости инфекционных болезней. Различают три разновидности очаговости инфекционных болезней: природная очаговость, характеризующаяся приспособленностью возбудителей к существованию в естественных элементах ландшафта ПТК того или иного вида (чума, туляремия). Вторую разновидность можно назвать антропогенной очаговостью, исходя из приспособленности возбудителей ряда болезней к существованию только в антропогенных элементах ландшафта ПТК (сальмонеллез). Амфиландшафтная очаговость характеризуется тем, что возбудители относящихся сюда болезней находят благоприятные условия как в естественных, так и в антропогенных элементах ландшафта ПТК (чума плотоядных, лептоспироз).
Представление об эпизоотическом очаге как о природном явлении, как о саморегулирующейся системе популяции возбудителя и ее взаимодействии с факторами среды в границах очаговой биогеосистемы, основанное на известном положении о самодвижении материи, позволяет понять закономерность динамики численности возбудителя в очаге.
Очагом инфекционной болезни является территория естественного, антропогенного или переходного природнотерриториального комплексов, ограниченная распространенностью очаговой популяции возбудителя.
Количественное состояние популяции возбудителя в очаге определяется системами абиотических, биотических и антропогенных факторов биогеосистемы очага, непрерывно взаимодействующими с популяцией возбудителя, инфицированными объектами (живыми и косными), восприимчивыми организмами, а также между собой и обеспечивающими ту или иную степень благоприятности условий существования популяций возбудителя.
Циркуляция возбудителя и его персистенция (когда циркуляция невозможна или затруднена) образуют две фазы круговорота возбудителя в очаге. Фазу персистенции следует считать самым слабым и наиболее уязвимым звеном в процессе круговорота возбудителя.
Очаг инфекции возникает только там, где определенное сочетание элементов очагового биоценоза способствует возникновению нового свойства - эпизоотичности. Очевидно, существует генетическая связь между природно-очаговыми болезнями и свойствами определенных ландшафтов.
Важно найти конкретные методы исследования географической среды, по предпосылкам болезней изучить корреляцию ее особенностей с проявлением инфекционных болезней. Здесь изучение процессов движения естественного иммунитета популяции животных во взамосвязи с социально-экономическими и ландшафтными условиями раскроет параметры эколого-эпизоотической совместимости, поможет в обоснованной вакцинопрофилактике.
Предпосылки природно-очаговых заболеваний связывают с определенными типами урочищ или групп фаций. Однако такие предпосылки следует искать не в отдельных элементах, а в свойствах ПТК как системы, способной образовывать характерный биоценоз, наделенный свойствами данной нозоформы и в данной комбинации.
Локальный природный очаг инфекции состоит из двух частей: элементарного очага - конкретных фаций, биоценозов длительною сохранения популяции возбудителя и участков выноса инфекции подобными элементами биоценоза. Если у элементарного очага отсутствует участок выноса инфекции, он остается эпизоотически не опасным.
От сложности пространственного строения местности зависят многие природные процессы, отражающиеся на продуктивности полей, пастбищ, распространении эпизоотии. Чем мозаичнее территория, тем сложнее природно-территориальный комплекс и, следовательно, сложнее решать проблемы охраны здоровья сельскохозяйственных животных. Поэтому целенаправленную разработку системных профилактических мероприятий можно осуществлять только на основе всестороннего изучения экологических особенностей нозологических единиц, увязанных с антропогенными изменениями ландшафтов.
Комплексные исследования должны осуществляться на географической основе с картографированием в среднем и крупном масштабе, так как только такой масштаб карт пригоден для целей географической эпизоотологии. При изучении природных и социальных предпосылок заразных болезней с использованием картографического анализа фактического материала следует оперировать не отдельными предпосылками, а интегрированными величинами конкретной местности как системой, в которой благодаря определенным генетическим сочетаниям, связанным с сочетаниями ландшафтных выделов, складывается экологическая обстановка, способная поддержать внешнее проявление (эпизоотию, эпидемию) того или иного взаимодействия паразитарных систем.
Признание феномена эмержентности в формировании очагов инфекционных болезней отражает новый методологический подход в определении территорий и охране здоровья животных - не нужно истреблять животных, достаточно изменить экологические условия конкретного участка (элементарного очага), изменить технологию получения сельскохозяйственной продукции, принципы сохранения здоровья животных и ветеринарного обслуживания.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:

Информационный некоммерческий ресурс handcent.ru © 2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна

Яндекс.Метрика