» » Морфологический состав крови у овец при эстрозе

Морфологический состав крови у овец при эстрозе

10.06.2015

Необходимость проведения гематологических исследований при паразитарных заболеваниях сельскохозяйственных животных не вызывает сомнений.
Выполнение гематологических исследований при эстрозе овец обусловлено необходимостью оценки трансформации морфологического состава крови у овец, инвазированных личинками овечьего овода в зависимости от сроков и кратности заражения овец личинками овода.
Гематологические исследования проводили синхронизируясь по времени с изучением клинической картины у первично инвазированных ягнят. Кровь для исследований брали у животных до начала опыта и через 3 часа, 3, 14, 30, 45 суток. Такая периодичность обусловлена необходимостью изучения кратковременного и продолжительного воздействия паразитирующих личинок овечьего овода на организм инвазированных животных. Данные исследований представлены в таблицах 2-3.

Морфологический состав крови у овец при эстрозе

Данные таблицы 2 указывают на достоверное снижение эритроцитов на 18,5% и гемоглобина на 11,4% у подопытных животных к 30-м суткам опыта. На таком уровне эти показатели оставались в течение всего периода наблюдений.
Количество лейкоцитов достоверно увеличилось на 25,3% к 14-м суткам эксперимента. В последующем этот показатель имел тенденцию к снижению, а к 45-м суткам был достоверно ниже уровня исходных данных на 12,7%.
При определении количества лейкоцитов существенное значение имеет их дифференцированный подсчет. Установили достоверное увеличение палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов соответственно на 22,2% и 43,9% через 14 суток после заражения ягнят личинками овечьего овода (табл. 2).
К 30-м суткам опыта изучаемые показатели были выше уровня исходных данных на 29,0% и 39,4%, а к 45-м суткам опыта исследуемые показатели оставались выше исходного уровня, но их повышение носило недостоверный характер. Установлено увеличение базофилов, эозинофилов, моноцитов. К 45-м суткам наблюдений эти показатели возросли на: 31,8%, 21,7% и 28,2%.
Количественные изменения лимфоцитов носили недостоверный характер. В группе контрольных животных гематологические показатели варьировали в пределах уровня исходных данных.
Круглогодичное паразитирование личинок овечьего овода предполагает необходимость изучения характера паразитохозяинных взаимоотношений при эстрозе в период развития осенней генерации паразита, который продолжается с октября-ноября до марта-июня следующего года. Этот период характеризуется относительной продолжительностью, задержкой развития личинок первой стадии (с ноября-декабря до января-февраля), развитием личинок овечьего овода на фоне ослабления резистентности инвазированного поголовья вследствие неудовлетворительного кормления животных, проведения окотной кампании, широкого распространения заболеваний органов дыхания простудной и инфекционной этиологии.
В процессе исследований мы установили, что гематологические показатели экспериментальных животных претерпевали ряд изменений (табл. 4).
Морфологический состав крови у овец при эстрозе

У всех подопытных животных установлено достоверное снижение эритроцитов и гемоглобина через 90 суток наблюдений.
Количество эритроцитов у овец 1-ой группы было снижено на 10,4%, у животных второй группы на 16,3%, третьей — 11,1%. К 120-м суткам опыта у животных первой группы была отмечена тенденция к дальнейшему снижению этого показателя. В сравнении с исходными данными он был снижен на 13,6%.
У ягнят второй группы эта разница составила 11,7%. Отмеченное снижение эритроцитов у ягнят третьей группы, через 120 суток наблюдений, носило недостоверный характер.
Снижение содержания гемоглобина у овец наблюдали по истечении 90 суток: в первой группе животных гемоглобин был снижен на 12,5%, во второй — 13,1%, третьей — 13,5%. К 120-м суткам снижение гемоглобина было отмечено только в двух группах: в первой на 11,2%, во второй на 7,1%.
Через 60 суток после заражения овец личинками овечьего овода отмечено достоверное возрастание количества лейкоцитов на 21,3% только в третьей группе животных. К 90-м суткам количество лейкоцитов достоверно увеличилось во всех группах овец: в первой на 15,1%, второй — 11,1%, третьей — 13,6%. К 120-м суткам количество лейкоцитов у овец первой группы было выше уровня исходных данных на 27,1%, у второй на 21,4%, третьей на 28%.
При дифференцированном подсчете лейкоцитов (на основе выведенной лейкоформулы) у животных первой группы установлено увеличение палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов через 60 суток после заражения овец личинками овечьего овода. Отмеченные изменения носили недостоверный характер. В эти сроки достоверно возрастали (в этой группе) эозинофилы на 11,1%. Во второй и третьей группах животных существенных изменений в содержании эозинофилов установлено не было. Отмечено достоверное возрастание нейтрофилов соответственно на 13,2% и 11,5%.
He касаясь детального перечня процентных соотношений исследуемых показателей к 90-м суткам опыта, нам хотелось проанализировать данные, полученные по завершении опыта.
Итак, к 120 суткам опыта у животных первой группы содержание нейтрофилов было выше уровня исходных данных на 14,8%, эозинофилов на 33,6%. Во второй группе соответственно на 13,3% и 16,3%. В третьей группе отмечено достоверное увеличение эозинофилов на 6,8%. В контрольной группе животных достоверных изменений исследуемых показателей отмечено не было.
В соответствии с результатами полученных данных мы полагаем, что при эстрозе овец имеет место развитие патогенеза в два этапа. Первый обусловлен внедрением паразита в носовую полость животного, травматизацией слизистой, инокуляцией токсических компонентов и сопровождается первичным воспалением в местах его локализации.
Во втором — демонстрируются изменения реактивности инвазированного организма, развития процессов его сенсибилизации. Сенсибилизация продуктами метаболизма паразитов протекает на фоне возрастающего поступления продуктов обмена и элиминации паразитов, представляющих собой типичные аллергены.
Сенсибилизация демонстрируется высоким уровнем эозинофилии периферической крови овец, инвазированных личинками овечьего овода. Следует отметить, что максимальный рост уровня эозинофилии отмечали к 120 суткам опыта, в тот период, когда личинки овечьего овода достигали 3-ей стадии развития. Рассматривая эстроз с позиций сенсибилизации продуктами метаболизма паразитов, следует подчеркнуть, что в этот период личинки овечьего овода выделяют максимальное количество экскретов, что обусловлено возросшей массой личинок и активностью в связи с завершением развития ларвальной стадии и необходимостью выхода в окружающую среду.
По данным Esselier, эозинофилия является характерным показателем сенсибилизации при паразитарных заболеваниях. Различают небольшую эозинофилию — до 10%, умеренную — до 15-20% и высокую — свыше 20%. Для инвазионных заболеваний характерна высокая эозинофилия, например, развитие тканевых гельминтозов часто сопровождается гиперэозинофилией (более 25-30%).
Обобщая результаты исследований, считаем необходимым отметить, что многократно инвазированные (реинвазированные) овцы первой и второй групп в ответ на введение личинок полостного овода реагировали сильнее, чем первично инвазированные ягнята. При общей повторяемости клинической картины у этих животных наблюдали нервные симптомы: шаткую походку, круговые движения, угнетение. Аппетит у больных овец был снижен. Дыхание у животных было затрудненным, они скрежетали зубами. Нормализация функционального состояния у них происходила в более поздние сроки, чем у первично инвазированных животных.
Исходя из вышеизложенного мы склонны считать, что эстроз — это хроническое, рецидивирующее заболевание овец с преимущественным поражением слизистых оболочек носовой полости и придаточных пазух, обусловленное паразитированием личинок овечьего овода, сенсибилизацией организма хозяина продуктами их метаболизма, характеризующееся сезонными периодами обострений, зависящими от цикла развития Oestrus ovis.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:

Информационный некоммерческий ресурс handcent.ru © 2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна

Яндекс.Метрика