» » Систематическое положение, распространение, биология и популяционная экология овечьего овода

Систематическое положение, распространение, биология и популяционная экология овечьего овода

10.06.2015

Овечий овод — Oestrus ovis Line, 1758, класс Insecta, отряд Diptera, семейство Oestridae — возбудитель эстроза у овец. Развитие заболевания обусловлено паразитированием личинок в носовой полости, лабиринтах решетчатой кости, придаточных пазухах и полых отростках лобной кости овец и коз.
Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о широком распространении овечьего овода в Башкирии, Бурятии, Азербайджане, на Украине, в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, отдельных районах Сибири, Алтайского края, Дальнего Востока, Оренбургской области, юга Европейской части России.
O распространении О. ovis в Северной и Южной Америке, Австралии, Африке, Индии, Корее, Японии, на Ближнем Востоке, в Румынии сообщают: Negry, Mai, Abul-Hab, Kato, Muracani, Li Fen Cic, Misra et al., Caaboub, Du Tout, Du Tout, Piedler, Meleneu et al., Gonzaler, Burford.
Приведенные данные указывают, что ареал О. ovis необычайно широк, наличие вида зарегистрировано на всех континентах нашей планеты.
Ha территории бывшего СССР в различных географических зонах биологию овечьего овода изучали: Беклемишев, Благовещенский, Бреев, Ган, Грунин, Дукалов, Коломиец, Алфимова, Кленин, Щербань, Терновой, Семенов, Байбуриев, Марченко.
Было установлено, что развитие овечьего овода определяется комплексом природно-климатических факторов зоны обитания паразита.
Выплод и окрыление овечьего овода на Юге России начинается не ранее второй половины мая.
Лет оводов в Узбекистане начинается в первой и наиболее интенсивным бывает во второй и третьей декадах мая.
В Казахстане заражение овец личинками овечьего овода первой стадии происходит со второй половины мая. Лет оводов продолжается до середины октября. За это время развиваются две генерации О. ovis.
О развитии двух генераций полостного овода за весенне-летний период в Узбекистане сообщает Ган, на Украине — Коломиец, Алфимова, в Киргизии — Туганбаев, степной зоне Северного Кавказа — Щербань, Терновой.
Одной генерацией развивается овечий овод в Бурятии, Башкирии, Алтайском крае, Читинской области.
Задержку развития летней генерации полостного овода установили Cobbet, Misehell, Кривко, Щербань, Семенов. Эта особенность в цикле развития паразита до сих пор не нашла убедительного объяснения.
Семенов высказал предположение, что отмеченное явление обусловлено внутрипопуляционными взаимоотношениями, тормозящим действием продуктов жизнедеятельности личинок 2-ой и 3-ей стадии на 1-ю стадию.
Пушкарев полагает, что задержка развития личинок 1-ой стадии возникает по двум причинам: как эволюционное приспособление популяции паразитов, позволяющее максимально сохранить численность оводов при нанесении минимального вреда популяции хозяина, или является следствием ответной реакции организма-хозяина на возрастающую интенсивность оводовой инвазии.
В антропогенных зонах основными местами расположения имаго являются выемки и щели в стенах глинобитных построек и дувалов.
В предгорной и горной зонах мух находили в щелях бревен и стен кошар, чабанских домиков. На Украине оводов обнаруживали на стенах глинобитных каменных построек. В степной зоне Северного Кавказа — на стенах кошар, в щелях стен кирпичных, глинобитных и каменных кошар, чабанских домиков, в Киргизии — на стенах кошар и чабанских домиков.
Плодовитость одной самки составляет 50-700 личинок. Откладка личинок в носовую полость «хозяина» осуществляется самкой в несколько приемов, в течение нескольких дней. В один прием она впрыскивает 8-12 личинок. Самке, своевременно не отложившей личинки, угрожает гибель.
В процессе онтогенеза личинки дважды линяют; из 1-ой стадии во 2-ю и 3-ю. Личинок первой и второй стадии можно обнаружить во всех отделах носовой полости. Личинки 3-ей стадии находятся в придаточных пазухах носовой полости, роговых отростках головы у овец.
Завершив развитие, пигментированные личинки 3-ей стадии (в обратном порядке) мигрируют в носовую полость, выпадают на землю, внедряются в нее и окукливаются. В последующем из куколок (при благоприятных климатических условиях) происходит выплод имаго. Через определенное время оплодотворенные самки впрыскивают в носовую полость личинки 1-ой стадии и цикл развития овечьего овода повторяется вновь.
Овечий овод — облигатный паразит овец, имеет небольшой круг хозяев. Его личинки обнаружены у коз, архаров, туров, агали, человека.
По сообщению Бондыревой, Куничкина, в Восточно-Казахской, Алма-Атинской, Карагандинской областях Казахстана пораженность овец личинками полостного овода составляет 80-90%.
О широком распространении эстроза у овец в Таджикистане сообщает Камолов, где экстенсивность оводовой инвазии (Э.И.) составляет 79,1-100%.
Пораженность личинками овечьего овода взрослого поголовья овец в Читинской области достигает 60,1%, молодняка 74,9%. Интенсивность инвазии (И.И.) по этим группам варьирует в пределах 28,5 и 21,3 личинки на одно животное соответственно.
В Калмыкии ежегодно инвазируется 85,7% овец. Интенсивность инвазии (в среднем) составляет 11,1 экземпляров на одно животное.
В Узбекистане экстенсивность оводовой инвазии достигает 86,3%, интенсивность — 8-9 — 65-68 личинок на одно животное.
В Казахстане экстенсивность эстрозной инвазии составляет 87%, интенсивность — 13 экземпляров.
Широкое распространение оводовой инвазии имеет место в Ростовской области и Ставропольском крае.
Экстенсивность оводовой инвазии в Таджикистане в весенне-летний период составляет 79,1-92,9%, в осенне-зимний — 96,4-100%.
Поражение овец личинками полостного овода в мае 1986 г. в Поволжье составило 100% при интенсивности инвазии 1-20 экземпляров личинок на одно животное.
Марченко считает, что своеобразие жизненного цикла овечьего овода, сложность пространственной структуры его популяции и ряд других причин не позволяют надеяться на быстрый успех в ограничении численности популяции паразита, которая доступна для проведения ограничительных мероприятий только в период нахождения личинок в организме хозяина. Поэтому существующая система мер борьбы с эстрозом сводится в основном к воздействию на личиночную фазу паразита. Поиски других методов борьбы обусловливают необходимость углубленного изучения интимных механизмов паразито-хозяинных отношений, с целью определения наиболее уязвимых звеньев в популяционном развитии этого паразита животных.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:

Информационный некоммерческий ресурс handcent.ru © 2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна

Яндекс.Метрика